Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Право и политика" 10 класс Чарочкина Л.Н.


Пояснительная записка

В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики в России как никогда ранее стали актуальны политические и правовые знания.

В данном элективном курсе объединены политологический и правоведческий аспекты, поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Соединение юридической и политологической тематики помогает глубже понять как сущность политики, её институтов, так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие «государство» и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества. Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство, обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество.

Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.

Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства.

Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостью включения в учебный план в 10 классе элективного курса « Политика и право» . В условиях средней школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания.

Программа элективного курса составлена на основе примерной программы по обществознанию в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования по обществознанию и авторской Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., «Просвещение», 2008 г.

Рабочая программа элективного курса «Политика и право» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 2533.

5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

6.Учебного плана МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа» 2017-2018 учебный год.

В данном элективном курсе объединены политологический и правоведческий аспекты, поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Данная программа помогает глубже понять как сущность политики, её институтов, так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие «государство» и правовое, и политичеое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества. Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство, обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество.

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса. Он будет способствовать углублению знаний учащихся по теме «Политика и право», станет одной из дополнительных форм подготовки к ЕГЭ по обществознанию, поступлению в вузы. У учащихся появляется возможность получить знания, выходящие за рамки базовых программ, более углубленно изучить взаимоотношения, взаимозависимость и взаимовлияние права и политики через анализ деятельности правового государства и гражданского общества, роли и места человека, гражданина как субъекта права.

Элективный курс «Политика и право» сохраняет преемственность с учебным предметом «Обществознание», при этом, не дублируя материал, излагаемый в базовом курсе. Элективный курс «Политика и право» рассчитан на 35 часов и предполагает углублённое изучение отдельных разделов основного курса «Обществознание», в частности проблем, посвящённых политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации.

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 10 класса к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.

Основная цель курса – формирование углублённого интереса к политике и праву, создание основы для формирования гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры и компетентности выпускника.

Цели элективного курса:

● развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

● воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

● освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

● овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

● формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Задачи курса:

1. Способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и терминов.

2. Способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции ученика.

3. Создать условия для формирования правовой компетентности выпускников.

Место элективного курса в общеобразовательной программе: Область применения программы:

Программа может быть реализована в качестве элективного курса в 10-м классе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю (35 часа — в 10 классе ).

1 полугодие – 17 недель – 17 уроков

2 полугодие – 18 недель – 18 уроков

Методы работы:

- эвристическая беседа;

- лекция;

- семинары с элементами дискуссии;

- работа с документами;

- составление и чтение таблиц и схем;

- решение проблемных задач;

- решение тестовых материалов;

- ИКТ - технологии (использование готовых презентаций на уроке).

Предполагаемые виды деятельности:

  • Работа с законодательными источниками;

Постановка проблемных вопросов и устные сообщения учащихся с их последующим обсуждением;

  • Исследовательские работы по отдельным темам элективного курса, в зависимости от выбора учащегося.

Формы контроля:

На занятиях контроль знаний учащихся осуществляется при проведении самостоятельных и контрольных работ (в форме теста по материалам ЕГЭ), который проводится с целью определения конечного результата в обучении. Кроме того, используется устный опрос на знание основных терминов по курсу.

  • текущий контроль (оценка ответов на устные и письменные задания, активности при обсуждении на занятиях, результатов выполнения практических заданий);
  • промежуточный контроль (контрольная работа);
  • итоговый контроль, итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.

Основные критерии отбора материала:

1) востребованность в повседневных ситуациях;

2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, человек, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, общество и др.);

3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;

4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;

5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;

6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.

Формы обучения:

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы организации занятий: лекции, семинары, групповая, индивидуальная работы, практикумы (решение тестовых материалов по теме и Кимов), лабораторные занятия, тренинги, консультации. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Введение.

Право и политика как явления общественной жизни. Общая характеристика.

2

Раздел I.

Право.

14

Итоговое повторение по курсу «Право и политика»

1

Раздел II.

Политика.

18

Тема 1.

Структура политической власти.

3

Тема 2.

Система государственной власти. Местное самоуправление.

5

Тема 3.

Политическая система современного общества: организационная структура и основные институты.

4

Тема 4.

Личность. Политика.

6

Всего

35

Содержание элективного курса

Введение. Право и политика как явления общественной жизни. Общая характеристика.

Понятия «право» и «политика». (2 часа).

Раздел I. Право. (14 часов). Понятия «право», «социальные нормы». Виды социальных норм. Роль права в системе социальных норм. Понятие «система»,

Понятие «законотворческий процесс». Основные стадии законотворческого процесса, особенности принятия законопроекта на каждой стадии.

История принятия Конституции. Содержание документа. Основные принципы конституционного строя.

Значение и разновидности выборов РФ. Принципы проведения выборов. Избирательная система.

.Понятие гражданства, приобретение и утрата гражданства, многогражданство и безгражданство, граждане иностранных государств.

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Деятельность Прокуратуры РФ, системы органов внутренних дел, ФСБ РФ. Судебная система.

Экологические требования и деятельность государства по охране окружающей среды и регулированию рационального природопользования. Экологические правонарушения и ответственность.

Товарищества, хозяйственные общества, кооператив, унитарное предприятие. Понятие имущественных и неимущественных прав.

Понятие налогов и сборов. Обязанности налогоплательщика. Права налогоплательщика.

.Трудоустройство и занятость, дисциплина труда, защита трудовых прав работников, правовые основы социальной защиты и обеспечения. Трудовой Кодекс.

Семейное право как отрасль. Права, обязанности и ответственность членов семьи. Семейный Кодекс.

Воинская обязанность и военная служба в РФ. Порядок и правила призыва граждан мужского пола на военную службу. Альтернативная гражданская служба и условия ее прохождения.

Международное право. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека.

Раздел II. Политика. (18 часов).

Тема 1. Структура политической власти. Понятия: власть, государство, функции государства, политический режим. Типология политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. (3 часа).

Тема 2. Система государственной власти. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России. Президент РФ – глава государства. Конституция РФ и Федеральный Закон «О выборах Президента РФ». Законодательная власть в РФ. Парламент РФ. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление. Система органов местного самоуправления, их деятельность. (5 часов).

Тема 3. Политическая система современного общества: организационная структура и основные институты. Общая характеристика политической системы общества. Государство – основной институт политической системы общества. Политические партии, общественные организации и движения. СМИ в политической системе. Гражданское общество и государство. (4 часа).

Тема 4. Личность. Политика. Личность в политическом процессе.Политическое поведение личности.Политические права и свободы личности. Политическая и правовая культура личности. Политические идеологии. (6 часов).

Итоговое повторение по курсу «Право и политика». (1 час).

Тематическое планирование элективного курса «Политика и право»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Введение.

Право и политика как явления общественной жизни. Общая характеристика.

2

1.

Право.

1

2.

Политика.

1

Раздел I.

Право.

14

3.

Право в системе социальных норм. Система российского права.

1

4.

Законотворческий процесс.

1

5.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

1

6.

Законодательство РФ о выборах. Избирательная кампания в РФ.

1

7.

Гражданство РФ.

1

8.

Правоохранительные органы. Судебная система.

1

9.

Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты.

1

10.

Права и обязанности налогоплательщика.

1

11.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права.

1

12.

Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

1

13.

Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.

1

14.

Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.

1

15.

Международное право.

1

16.

Итоговое повторение по разделу «Право».

1

Раздел II.

Политика.

18

Тема 1.

Структура политической власти.

3

17.

Власть как общественное явление.

1

18.

Политическая власть.

1

19.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки.

1

Тема 2.

Система государственной власти. Местное самоуправление.

5

20.

Президент РФ – глава государства. Конституция РФ и Федеральный Закон «О выборах Президента РФ».

1

21.

Законодательная власть в РФ. Парламент РФ.

1

22.

Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти.

1

23.

Судебная власть в РФ.

1

24.

Местное самоуправление. Система органов местного самоуправления, их деятельность.

1

Тема 3.

Политическая система современного общества: организационная структура и основные институты.

4

25.

Общая характеристика политической системы общества.

1

26.

Государство – основной институт политической системы общества.

1

27.

Политические партии, общественные организации и движения. СМИ в политической системе.

1

28.

Гражданское общество и государство.

1

Тема 4.

Личность. Политика.

6

29.

Личность в политическом процессе.

1

30.

Политическое поведение личности.

1

31.

Политические права и свободы личности.

1

32.

Политическая и правовая культура личности.

1

33.

Политические идеологии.

1

34.

Итоговое повторение по разделу «Политика».

1

35.

Итоговое повторение по курсу «Право и политика»

1

Всего

35

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и понимать:

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • основные политические институты и процессы;
  • необходимость регулирования политических отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

● политологические и правовые понятия и термины;

● ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах.

Уметь и владеть:

  • характеризовать с научных позиций основные политические объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  • анализировать актуальную информацию о политических объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных политических явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных политических объектов;
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия политических наук;
  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • сравнивать политические е объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками политических явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов политической жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения политических норм и рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным политическим проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

● самостоятельного поиска информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации.Решения практических проблем, возникающих в политической деятельности;

● ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции, предвидения возможных последствий определенных политических действий;

● ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Учебно-методическое обеспечение

1.Тренировочные задания// Баранов П. А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М.: АСТ, 2012. – 157с.

2. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2011, 2012 годов.

3. Карточки для индивидуальной работы учащихся (на знание терминов, практические задачи по праву, тестовые работы по темам).

4. Кишенкова О. В. ЕГЭ 2013. Обществознание. Сдаем без проблем!/ О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2012. – 288с. – (ЕГЭ. Сдаем без проблем).

5. Рутковская Е. Л. Обществознание: тренировочные задания/ Е. Л. Рутковская, Е. С. Королькова, Г. Э. – М.: Эксмо, 2012. – 112с.

Источники:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об Административных Правонарушениях;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

3.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Литература для учащихся:

1. Кашанина Т.В. Основы права. 10-11 класс. М., 2005.

  • Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2009.
  • Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 класс. М, 2010.
  • Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. М., 1998.
  • Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.

6. Право. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень – под ред. Л. Н. Боголюбова – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 285с.

7. Право. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень – под ред. Л. Н. Боголюбова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 288с.

Литература и источники для учителя:

1. Баранов П. А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М.: АСТ, 2012. – 157с.

2. Бегенеева Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. – М. ВКО, 2010. – 288с.

3. Гамова А. М. Обществознание для будущих юристов: Учебное пособие. – М.: «МарТ», 2003. – 368с.

4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика. Методическое пособие: Для учителей 10-11 кл./ российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». – М.: Вита-Пресс, 2000. – 608с.

5. Кашанина Т. В. Сборник задач по праву с решениями: Пособие для 10-11 классов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 288с.

6. Кожин Ю. А. Практикум по праву к учебнику Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М. «Русское слово – РС», 2010. – 144с.

7. Никитин А. Ф. Методические рекомендации к учебнику «Правоведение»: 10-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Посвещение, 2004. – 127с.

8. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко. – 3-е изд., исправлен. – Волгоград: 2008. – 127с.

9. Сапогов В. М. Поурочные методические разработки к учебнику Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». 10 класс. Профильный уровень. – М.: «Русское слово». – 2009. – 192с.

10. Сапогов В. М. Поурочные методические разработки к учебнику Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». 11 класс. Профильный уровень. – М.: «Русское слово». – 2009. – 216с.

11.Сайт готовых презентаций по праву: http://www.lesson-history.narod.ru.

12. Материалы интернет – сайтов://WWW.megabook.ru, http://zakon.edu.

13. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний». М. «Кирилл и Мефодий»,

14:50