РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Евдокимова Л.В.
Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.
В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Цель данного элективного курса – научить выполнять задание открытого типа на ЕГЭ, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.
Из цели курса вытекают следующие задачи:
- Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
- Развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать.
- Научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.
4. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка
5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
должны уметь:
- правильно понимать исходный текст;
- «расшифровывать» информацию текста;
- составлять вступление и заключение;
- формулировать основную проблему текста;
- комментировать основную проблему текста;
- выявлять позицию автора и способы её выражения;
- определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
- составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.
Учебно-тематический план
(17 часов)
№ |
Тема |
Всего часов |
Кол.-во часов |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Введение. Новые требования к части С. |
1 |
1 |
|
2 |
Как правильно понять исходный текст. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Формулировка основной проблемы исходного текста. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Комментируем основную проблему текста. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Позиция автора и способы её выражения. |
3 |
1 |
2 |
6 |
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. |
2 |
1 |
1 |
7 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Экспертная оценка сочинения. |
2 |
2 |
|
9 |
Итоговые контрольные вопросы и задания. |
1 |
1 |
|
17 |
7 |
10 |
Содержание программы
Тема 1. Введение. Новые требования к части С. (1 час). Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.
Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (2 часа). Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения.
Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного текста. (2 часа). Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.
Тема 4. Комментируем основную проблему текста. (2часа). Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту.
Типичные ошибки.
Тема 5. Позиция автора и способы её выражения. (3часа). Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. (2часа). Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.
Типичные ошибки.
Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2часа). Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.
Типичные ошибки.
Тема 8. Экспертная оценка сочинения.(2часа). Проверка работы и исправление ошибок.
Типы ошибок.
Тема 9. Итоговые контрольные вопросы и задания.(1час)
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя и обучающихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2015
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2014
- Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011
- Егораева Г.Т.. ЕГЭ 2016. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.: Экзамен, 2012 г.
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2014 г.
- Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2015. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011 г.
- Пучкова Л.И. ЕГЭ 2016. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2016 г.
- Симакова Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2012 г.
- Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2016
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- http://www.fipi.ru
- http://www.prosa.ru