РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Евдокимова Л.В.

Элективный курс по русскому языку «Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения» предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.

Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.

В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

Цель данного элективного курса – научить выполнять задание открытого типа на ЕГЭ, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

Из цели курса вытекают следующие задачи:

  • Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
  • Развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать.
  • Научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.

4. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка

5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств

Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.

Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

должны уметь:

  • правильно понимать исходный текст;
  • «расшифровывать» информацию текста;
  • составлять вступление и заключение;
  • формулировать основную проблему текста;
  • комментировать основную проблему текста;
  • выявлять позицию автора и способы её выражения;
  • определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
  • составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.

Учебно-тематический план

(17 часов)

Тема

Всего часов

Кол.-во часов

теория

практика

1

Введение. Новые требования к части С.

1

1

2

Как правильно понять исходный текст.

2

1

1

3

Формулировка основной проблемы исходного текста.

2

1

1

4

Комментируем основную проблему текста.

2

1

1

5

Позиция автора и способы её выражения.

3

1

2

6

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

2

1

1

7

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

2

1

1

8

Экспертная оценка сочинения.

2

2

9

Итоговые контрольные вопросы и задания.

1

1

17

7

10

Содержание программы

Тема 1. Введение. Новые требования к части С. (1 час). Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.

Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (2 часа). Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения.

Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного текста. (2 часа). Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.

Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.

Тема 4. Комментируем основную проблему текста. (2часа). Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту.

Типичные ошибки.

Тема 5. Позиция автора и способы её выражения. (3часа). Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.

Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. (2часа). Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.

Типичные ошибки.

Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2часа). Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.

Типичные ошибки.

Тема 8. Экспертная оценка сочинения.(2часа). Проверка работы и исправление ошибок.

Типы ошибок.

Тема 9. Итоговые контрольные вопросы и задания.(1час)

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя и обучающихся:

  • Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2015
  • Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2014
  • Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011
  • Егораева Г.Т.. ЕГЭ 2016. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.: Экзамен, 2012 г.
  • Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
  • Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2014 г.
  • Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2015. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011 г.
  • Пучкова Л.И. ЕГЭ 2016. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2016 г.
  • Симакова Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2012 г.
  • Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2016


Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  • http://www.ege.edu.ru
  • http://rustest.ru
  • http://www.fipi.ru
  • http://www.prosa.ru


10:15