Рабочая программа "Загадки русского языка" 6 класс Евдокимова Л.В.
Адаптированная рабочая программа общеинтеллектуального направления, разработана на основе примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии с рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). Программа краткосрочная и рассчитана на 1 год реализации.
Цели и задачи курса
Целью внеурочной деятельности по русскому языку «Загадки русского языка» является создание комфортных условий для развития кругозора и мышления учащихся, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, любящего и уважающего традиции родного языка.
Задачи: вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; способствовать развитию творческих способностей школьников.
Общая характеристика курса
В наше время перед любым учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса обучения и воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации, ведет к снижению интереса к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Место курса
Количество часов в год – 35; в неделю – 1 час. Календарно-тематическое планирование разработано с учетом Календарного учебного графика МКОУ «Большедолженковская СОШ» на 2016-2017 учебный год и обеспечивает выполнение программы в полном объеме.
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Характеристика основных видов учебной деятельности:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В рабочей программе предусмотрены такие формы и виды промежуточного и итогового контроля как контрольная работа, тестирование, опрос, индивидуальные дифференцированные письменные задания, творческие работы.
Характеристика УУД:
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Результаты освоения курса
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- владеть различными видами диалога и монолога;
-пользоваться различными видами чтения
-знание основных разделов лингвистики;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-владеть нормативным ударением в словах и их формах;
- пользоваться орфоэпическими словарями;
- знать историю русской письменности.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Основные формы контроля: викторина, тестирование, устный рассказ, результаты практической деятельности.
Содержание курса
6 класс
Раздел 1. Речь и чтение
Монолог. Виды монолога. Диалог. Виды диалога. Культура чтения. Абзац. Элементы абзаца.
Уметь владеть различными видами диалога и монолога, пользоваться различными видами чтения.
Раздел 2. Лингвистика
Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Знать основные разделы лингвистики; иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
Раздел 3. Фонетика. Русская письменность
Выразительные средства фонетики. Правила нормативного произношения ударения. Орфоэпические словари. История русской письменности.
Уметь владеть нормативным ударением в словах и их формах, пользоваться орфоэпическими словарями, знать историю русской письменности.
Раздел 4. Морфемика. Словообразование
Суффиксы. Исторические изменения в структуре слова. Этимологические словари. Выразительные средства словообразования.
Осознавать роль суффиксов в процессах формо-и словообразования. Уметь пользоваться этимологическими словарями.
Раздел 5. Лексика
Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития. Толковые словари.
Уметь осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения, уметь пользоваться толковыми словарями и определять лексическое значение слова.
Раздел 6. Морфология
Самостоятельные части речи. Причастие - что это такое? Деепричастие. Почему не изменяется? Практическая работа. Имя числительное. Местоимение. Практическая работа.
Уметь пользоваться основными понятиями морфологии, распознавать грамматические признаки самостоятельных частей речи, уметь находить и различать их в тексте.
Раздел 7. Повторение
Аукцион знаний.
Уметь использовать полученные знания при решении лингвистических задач.
Тематическое планирование
|
РАЗДЕЛ |
Количество часов |
1 |
Речь и чтение |
5 |
2 |
Лингвистика |
5 |
3 |
Фонетика. Русская письменность |
5 |
4 |
Морфемика. Словообразование |
5 |
5 |
Лексика |
2 |
6 |
Морфология |
11 |
7 |
Повторение |
2 |
|
Всего |
35 |
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания школьного Заместитель директора по УВР
методического объединения __________ ___________________
______________________________ ПодписьФИО
от «___» «____» 201__года № __ «____» «______» 201 ___ года
__________ _________________
Подпись рук ШМО ФИО
Приложение
Учебно-методическое обеспечение
- Программа развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09.
- Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
- Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
- Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
- Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
- Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
- Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
- Российский образовательный портал //www.school.edu.ru