Рабочая программа "Загадки русского языка" 6 класс Евдокимова Л.В.

Адаптированная рабочая программа общеинтеллектуального направления, разработана на основе примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии с рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). Программа краткосрочная и рассчитана на 1 год реализации.

Цели и задачи курса

Целью внеурочной деятельности по русскому языку «Загадки русского языка» является создание комфортных условий для развития кругозора и мышления учащихся, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, любящего и уважающего традиции родного языка.

Задачи: вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; способствовать развитию творческих способностей школьников.

Общая характеристика курса

В наше время перед любым учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса обучения и воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации, ведет к снижению интереса к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Место курса

Количество часов в год – 35; в неделю – 1 час. Календарно-тематическое планирование разработано с учетом Календарного учебного графика МКОУ «Большедолженковская СОШ» на 2016-2017 учебный год и обеспечивает выполнение программы в полном объеме.

Формы проведения занятий

• лекции;

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Характеристика основных видов учебной деятельности:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В рабочей программе предусмотрены такие формы и виды промежуточного и итогового контроля как контрольная работа, тестирование, опрос, индивидуальные дифференцированные письменные задания, творческие работы.

Характеристика УУД:

  • коммуникатив­ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);
  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
  • регулятивные универсальные учебные действия (ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Результаты освоения курса

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- владеть различными видами диалога и монолога;

-пользоваться различными видами чтения

-знание основных разделов лингвистики;

-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.

-владеть нормативным ударением в словах и их формах;

- пользоваться орфоэпическими словарями;

- знать историю русской письменности.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Основные формы контроля: викторина, тестирование, устный рассказ, результаты практической деятельности.

Содержание курса

6 класс

Раздел 1. Речь и чтение

Монолог. Виды монолога. Диалог. Виды диалога. Культура чтения. Абзац. Элементы абзаца.

Уметь владеть различными видами диалога и монолога, пользоваться различными видами чтения.

Раздел 2. Лингвистика

Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Знать основные разделы лингвистики; иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.

Раздел 3. Фонетика. Русская письменность

Выразительные средства фонетики. Правила нормативного произношения ударения. Орфоэпические словари. История русской письменности.

Уметь владеть нормативным ударением в словах и их формах, пользоваться орфоэпическими словарями, знать историю русской письменности.

Раздел 4. Морфемика. Словообразование

Суффиксы. Исторические изменения в структуре слова. Этимологические словари. Выразительные средства словообразования.

Осознавать роль суффиксов в процессах формо-и словообразования. Уметь пользоваться этимологическими словарями.

Раздел 5. Лексика

Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития. Толковые словари.

Уметь осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения, уметь пользоваться толковыми словарями и определять лексическое значение слова.

Раздел 6. Морфология

Самостоятельные части речи. Причастие - что это такое? Деепричастие. Почему не изменяется? Практическая работа. Имя числительное. Местоимение. Практическая работа.

Уметь пользоваться основными понятиями морфологии, распознавать грамматические признаки самостоятельных частей речи, уметь находить и различать их в тексте.

Раздел 7. Повторение

Аукцион знаний.

Уметь использовать полученные знания при решении лингвистических задач.

Тематическое планирование

РАЗДЕЛ

Количество часов

1

Речь и чтение

5

2

Лингвистика

5

3

Фонетика. Русская письменность

5

4

Морфемика. Словообразование

5

5

Лексика

2

6

Морфология

11

7

Повторение

2

Всего

35

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания школьного Заместитель директора по УВР

методического объединения __________ ___________________

______________________________ ПодписьФИО

от «___» «____» 201__года № __ «____» «______» 201 ___ года

__________ _________________

Подпись рук ШМО ФИО

Приложение

Учебно-методическое обеспечение

  • Программа развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09.
  • Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
  • Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
  • Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
  • Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
  • Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
  • Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
  • Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
  • Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
  • Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
07:50