Оленченкова Т.А. Рабочая программа по ОДНКНР 5 кл. ФГОС
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред. А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М. Мухаметшина. – М.: Русское слово, 2012.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс. – М.: Русское слово, 2014.
2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс. – М.: Русское слово, 2015.
Цели и задачи изучения предмета:
Цель учебного курса:
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
– сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Задачи учебного курса:
– знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание иx значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлениий о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народовРоссии;
– уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.
Реализация рабочей программы способствует:
Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагаег воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах посредством:
- ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между учебным курсом и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: изучение нового материала, лабораторные уроки, уроки-исследования, путешествия, презентации которые способствуют лучшему усвоению обучающимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
На занятиях реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
Обоснование выбора: А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». Авторская программа общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Русское слово, 2012.
Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.
Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанной на общности представлений о добре и зле.
Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.
Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовно-нравственной культуры.
Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.
Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» в учебном плане.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» в основной школе изучается в 5 классе. Общее количество времени на год обучения составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
Результаты освоения программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
Личностные:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные:
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и oсобенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
1. |
Введение в предмет. |
1 |
2. |
Христианство. |
13 |
3. |
Католичество. |
1 |
4. |
Протестанты. |
1 |
5. |
Ислам. |
6 |
6. |
Иудаизм. |
6 |
7. |
Буддизм. |
6 |
|
Итого: |
34 |
Календарно- тематическое планирование курса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя
Справочные издания
1. Андросов В.П.Словарь индо — тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятии. М., 2000. 2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
5. Ислам на территорин бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1- 4. М., 1998-2003. (Вып. 1- 3 переизданы: М., 2006.)
6. Энциклопедический словарь. М., 1991.
7. Католическая энциклопедия. Т. 1-3. М., 2001-2006.
8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим. 1982- 2001. (Т. 1-7. М., 1996.)
9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.
10. Мифы народов мира: энциклопедия/ под ред. С.А.Токарева: в 2т.М.,2003. 11. Народы и религии мира: энциклопедия/ под ред. В.А. Тишкова. М., 1999. 12.Православная энциклопедия. Т. 1-23. М., 2000 — 2010. 13.Религии народов современной России. А – Я: словарь. М., 2002. 14.Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005. 15.Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993-1995. 16.Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002.
Научная и научно-популярная литература
Ко всему курсу
1. Мюллер М.От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
2. Леви-Врюль Л.Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., l999.
3. Торчинов Е.А.Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.
4. Токарев С.А.Ранние формы религии. М., 1990.
5. Токареве С.А.Религии в истории народов мира. М., 2005.
6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.
7. Мень А., прот.История религий: в 7 т. М., 1993.
8. Васильев Л.С.История религии Востока М., 2006.
9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
1. Аввакум (Петров), прот.Житие протопопа Аввакума. М., 2001.
2. Бегунов Ю.К.Александр Невский. М., 2003.
3. Библия, изложенная лля семейного чтения. М., 2006.
4. Библия: книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. М., 2007.
5. Богданов А. П.Русские патриархи 1589 — 1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
6. Борисов Н.С.Сергий Радонежский. М., 2006.
7. Булгаков С.Н.Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.
8. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
9. Вениамин (Федченков), митр.Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.
10. Вострышев М.И.Патриарх Тихон. М., 2004.
11. Глубоковский Н.Н.Библейский словарь. Сергиев Посад. 2007.
12. Годри И.Лютер. М., 2000.
13. Голубинский Е.Е.История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997-1998.
Информационная поддержка на сайте «Русская Православная Церковь».
Требования к уровню подготовки
Результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Знать и понимать:
— основные понятия религиозных культур;
— историю возникновения религиозных культур;
— историю развития различных религиозных культур в истории России;
— особенности и традиции религий;
— описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
— описывать paзличные явлении религиозных традиций и культур;
— устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
— излагать свое мнение но новоду значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культурыы;
— строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение;
— готовить сообщения по выбранным темам.