Открытый урок - игра по математике 3 класс Мартынцева Н.В.
Тема: Устные приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление.
Цель: — закрепить устные приемы умножения и деления в пределах 100;
— совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
— развивать умение определять периметр и площадь геометрических фигур;
— воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: кораблик, штурвал, якорь, айсберг, карточки с ответами для айсберга, кит, разновидности аквариумов, задание с аквариумом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!
II. Постановка темы и целей урока.
— Ребята сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления в пределах 100, которые нам помогут выполнить все задания на уроке, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.
— А на чем ребята мы отправимся с вами в путешествие?
— Правильно на корабле.
— Какой же корабль без капитана?
— Сегодня я буду вашим капитаном, а вы матросами.
(на доске появляется рисунок корабля)
КОРАБЛЬ РИСУНОК
— Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.
Пальчиковая гимнастика «Волна»
— Итак, сделаем первую запись:
13 февраля.
Классная работа.
III. Минутка чистописания.
— Отгадайте число, которое мы будем сегодня прописывать:
— В этом числе есть 3сот. 5дес. 9ед.
— Кто догадался, какое это число? 359
IV. Устный счёт.
- Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря).
-
Карточки. Показываю дети должны ответить на них….
1.Делимое 30, делитель 6. Найди частное. (5)
2. Найди произведение чисел 4 и 9. (36)
3.Сколько минут в 3 часах? (180 мин.)
4. Уменьшаемое 95, вычитаемое 5. Чему равна разность? (90)
— Верно, якорь подняли, пора в путь:
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности.
— Чтобы узнать, что это нам необходимо выполнить таблицу умножения и деления.
72:8=9
63: 9=7
7 Й
48 Г
30 Р
56 Е
27 Б
6 С
9 А
9*3=27
7*8=56
5*6=30
6*8=48
— Кто прочитает, что за слово получилось у нас? (Айсберг)
(На доске появляется айсберг с заданием)
-
-Что такое айсберг?
-Это отколовшиеся от ледника массивы.
-Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
-Чтобы избежать столкновения, необходимо:
— В парах расставить порядок действий в выражениях и решить его: (Работа в паре)
63: (3 * 3) + (8 * 7 – 2): 6 =16
(Дети объясняют расстановку порядка действий, решают числовое выражение
— Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
Решение задач.
— Айсберг позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание:
— А от кого именно вы должны отгадать загадку.
Что за чудо – вот так чудо:
Сверху — блюдо, снизу — блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?Черепаха
-
-А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных?
-У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников
-Черепаха предлагает нам решить задачу:
На корабле было50 бочек по 6 литров в каждой пресной воды. Израсходовали 75 литров воды. Сколько литров пресной воды осталось?
— О чем задача?
— Что известно?
— Что неизвестно?
— Что нужно найти?
— Во сколько действий задача?
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
— Что нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи?
Запишем краткую запись
На доске запись:
Было – 50 б. по 6 л.
Израсходовали – 75 л.
Осталось — ? л
6*50=300 литров — всего
300 – 75 = 225 литров – осталось
Ответ: Осталось 225 литров
-Черепашка довольна вашими математическими способностями. Но прежде чем отправится в путешествие дальше нам необходимо выполнить оздоровительную
гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмиугольник вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди.
И на бочок его клади,
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец.
Гимнастика закончена,
Ты молодец!— А мы замечаем на гребне волны ребус.
>— В этом числе есть 3сот. 5дес. 9ед.
— Кто догадался, какое это число? 359
IV. Устный счёт.
Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря).
-
— Какое слово здесь зашифрованно? (КИТ)
(н а доске появляется рисунок кита)
-
— КИТ- это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.
— Ребята, а можем ли мы держать кита дома?
— Почему?
— В неволи их содержат больших резервуарах. Они называются дельфинарии, океанариумы. Один из таких океанариумов находится в нашей стране в столице городе Астане.
— Каких же морских обитателей мы можем завести дома? (маленьких рыбок)
— А где мы их сможем держать? (В аквариуме)
Аквариумы бывают разных размеров и форм (показываю разные формы аквариумов)
-
— Давайте найдем периметр и площадь одной стороны нашего аквариума?
— Какой формы одна сторона аквариума? (Прямоугольная)
— Итак, перед вами аквариум его одна сторона равна 15см, а ширина 7 см.
— Давайте найдем периметр и площадь прямоугольной стороны аквариума!
— Что известно?
— Что не известно?
— Запишем краткую запись.
А=15 см
В = 7 см
Рпрям =? см
Sпрям=? см2
— Давайте вспомним как найти периметр и площадь прямоугольника?
-Решим задачу.
— Что мы найдем сначала?
— А что потом?
Решение:
Р = (а+б)*2 = (15+7) *2 = 44 см
S= а*б = 15 * 7 = 105 см2
Ответ: Р = 44 см, S=105 см2 .
Дыхательная гимнастика.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат моря. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
V. Закрепление пройденного материала.
Работа у доски.
- Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках?
(Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды и медузы.)
ing> — А мы замечаем на гребне волны ребус.— В этом числе есть 3сот. 5дес. 9ед.
— Кто догадался, какое это число? 359
IV. Устный счёт.
Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря).
-
Медуза!
— Чтобы подружиться с ними, надо выполнить задания на карточках.
— Какие задания нам предлагают медуза и звезда?
— Давайте решим эти уравнения у доски
VI. Рефлексия.
— Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?
— Давайте подведём итог сегодняшнего урока.
— Если вам понравилось, было интересно, завяжите ленточку капитану на руку, а если вам было сложно, то давайте ленточки положим в сундучок.
(дети встают, и свои ленты либо вешают на руку капитану, либо кладут в сундук)
— Я желаю вам сноровки, силы, — Отваг, терпения в труде!
— МАТЕМАТИКА всем нам поможет
— Оставаться на высоте!
VII. Домашнее задание.
На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием.