Конспект урока истории России в 6 классе на тему: «Восточные славяне и их соседи» Чарочкина Л.Н.
Авторы и название программы: Программа для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, А.А.Данилова. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России».(6-9 кл. (основная школа)/ А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина.-М., Просвещение, 2016. (ИКС).
Учебная тема: «Народы и государства на территории нашей страны» — 5 часов.
Тема урока: «Восточные славяне и их соседи» — 1 час (IVурок учебной темы).
Общедидактические цели:
— создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации;
— способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного;
— создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, осуществить индивидуальный подход и уровневую дифференциацию учащихся.
Цель урока:создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности
♦ Образовательная: знакомство обучающихся с восточными славянами – с местом их расселения, ближайшими соседями, основными занятиями и общественным строем.
♦ Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, умение извлекать информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал.
♦ Воспитательная: подвести обучающихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности на уроке, ценность взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи урока:
— используя историческую карту, называть и показывать место расселения племен восточных славян;
— используя различные источники (текст учебника, иллюстративный материал, рассказ учителя) рассказывать о занятиях восточных славян, определять тип хозяйства восточных славян;
— называть основные категории населения и располагать их в иерархическом порядке;
— познакомятся и смогут оперировать историческими понятиями: подсечно-огневая система земледелия; союзы племен, бортничество, язычество, идолы, вервь, народное ополчение, быт.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
УМК: История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2-х частях. Ч.1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я.; под ред. А.В.Торкунова. М.: Просвещение, 2016.
История России. 6 класс. Атлас, Контурные карты.
Дополнительная литература: Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Оборудование: - мультимедийная система;
— презентация, разработанная учителем;
— предметы быта – тяпка (старая), крынка и чаша глиняные), веретено и клубок шерстяных нитей, лукошко, лапти.
Этапы учебного занятия
1. Организационно-целевой.
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.
1). Проверка домашнего задания. Подготовка к работе в основном этапе.
Вам было предложено составить небольшие викторины по темам: «Первобытная эпоха на территории нашей страны», «Образование языковых семей».
Один ученик проводит викторину на тему: «Первобытная эпоха на территории нашей страны» в форме соревнования капитанов. От каждого ряда выбирается капитан. Капитаны занимают места между рядами столов, и на каждый верный ответ делают шаг вперед. Кто больше ответит правильно на вопросы, тот становится обладателем приза «Мудрая сова».
Викторина №1 по теме: «Первобытная эпоха на территории нашей страны».
1. Несколько родственных семей составляли … (родовую общину).
2. Родовые общины объединялись в … (племена).
3. В древности Россия занимала земли какой равнины? (Восточно-Европейской).
4. На юге нашей страны, в степной зоне, жили племена, которые занимались чем? (Скотоводством).
5. В то время жители лесостепной полосы занимались чем? (Земледелием).
6. Поселения древних людей состояли из углубленных в землю хижин с каменными очагами. Как называлось такое поселение? (Землянка).
7. Позже появились дома, которые строились из бревен. Как назывались такие дома? (Срубы).
8. Появляется новый вид различных изделий в качестве товара. Как называется такой вид деятельности? (Ремесло).
9. Хозяйство постепенно переходит от присваивающего к какому? (Производящему).
Второй ученик проводит викторину на тему: «Образование языковых семей». За правильные ответы обучающиеся получают по одному баллу. Кто набирает наибольшее количество балло, получает отметку.
Викторина №2 по теме: «Образование языковых семей».
1. Объединение нескольких языков, имеющих общее происхождение, называют (языковая семья).
2. К какой семье языков принадлежат современные русский, украинский, белорусский языки? (Индоевропейская семья).
3. К какой семье языков принадлежат удмуртский, карельский, мордовский, марийский языки? (Финно-угорская семья).
4. К какой семье языков принадлежат татары, башкиры, чуваши? (Тюркская языковая семья).
5. Жители Кавказа. (Кавказская языковая семья).
6. Буряты, калмыки. (Монгольская языковая семья).
7. Чуваши, эскимосы. (Палеоазиатские языки).
2). Выборочная проверка рабочих тетрадей с письменными заданиями к параграфу 2.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
— Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы?
(На столе предметы: тяпка, крынка и чаша (глиняные), веретено и клубок шерстяных нитей, лукошко и лапти.)
— Кто были наши предки? Какие есть предположения?
Постановка учебной задачи.
— Возьмите на столе лист с текстом и вставьте пропущенные буквы.
ТЕКСТ: Наши предки ____________ силой, выносливостью и смелостью. Их ____________ была так велика, что ___________________________ предков наших, воинов – богатырей. Часто другие народы звали на войну как союзников. ______________ сражались они мечом и копьем. (Слова для справок: славились, слава, прославленных, славно.)
— Прочитайте вставленные слова.
— Как называются эти слова в русском языке?
— Назовите общий корень.
— Если в данную схему (________ ЯНЕ)впишите корень «слав», то узнаете, как звали наших предков. - СЛАВЯНЕ.
— Определите тему нашего урока.
— Какую цель вы поставите перед собой?
На экран демонстрируется слайд с темой урока. Учащиеся записывают тему в тетрадь.
— Как вы думаете, что мы должны узнать о славянах на уроке?
На экран демонстрируется слайд с целями урока. Корректируются ответы учащихся.
— Откуда мы узнаем о наших предках? (Из письменных источников.)
- Из каких источников мы можем изучить тему урока? (Учебник, словарь, рассказ учителя, сообщения учащихся, Интернет).
— Определим план нашей работы и запишем в тетрадь.
(На экран демонстрируется слайд с планом урока.)
ПЛАН УРОКА
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Хозяйство славян.
3. Быт и нравы.
4. Духовный мир славян.
5. Система управления.
6. Восточные славяне и их соседи.
— На уроке нам предстоит выступить в роли исследователе и попытаться узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили.
— Итак, почему так важно знать историю восточных славян?
4. Реализация построенного проекта и закрепление полученных способов действий
Задание №1. Перед вами представлены изображения восточных славян. Разделитесь на пары и создайте словесный портрет восточных славян. (Демонстрируется слайд с изображениями восточных славян.)
Задание №2. Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. «Некогда славяне входили в состав еще не разделившейся группы индоевропейцев, поэтому общие предки у таких народов, как славяне, балты, германцы, греки, иранцы. Согласно одной из гипотез прародиной европейцев была Малая Азия. Примерно в Vвеке до н.э, славянские племена, отделившись, освоили территорию Вислы, Одера, Днепра (работа с картой). В ходе переселения славяне разделились на три ветви. На основе материалов учебника попробуем ответить на вопрос о происхождении восточных славян и заполним таблицу:
Происхождение восточных славян
Индоевропейцы (от Индии до запада Европы)
|
Балты |
Славяне (от Днепра на востоке до Одера на западе) |
Восточные славяне:русские, украинцы, белорусы |
Западные славяне: поляки, чехи, словаки |
Южные славяне: болгары, сербы, хорваты |
Задание № 3.Прежде чем изучать историю наших предков, мы должны понять, где они проживали. Известно, что на территории Восточно-Европейской равнины проживало 15 племенных союзов. Обратим внимание на карту, нам необходимо изучить расселение этих племен.
Название славянского племени |
Географические ориентиры его поселения |
поляне |
Киев |
древляне |
северо-запад Киева |
дреговичи |
левобережье Припяти |
бужане, волыняне |
верховья южного Буга |
уличи, тиверцы |
Поднестровье |
белые хорваты |
Закарпатье |
северяне |
левобережье Днепра |
радимичи |
между Днепром и Сожем |
кривичи |
верховья Волги, Днепра. Двины |
полочане |
бассейн Западной Двины |
словене |
район озера Ильмень |
вятичи |
район Оки и Москвы-реки |
Задание № 4.Мы неоднократно отмечали влияние природно-климатических условий на образ жизни того или иного народа. Были ли наши предки исключением? Рассмотрите рисунок на с. 27 учебника и по рисунку расскажите о занятиях славян.
Задание №5. Изучите и прокомментируйте таблицу:
Основные занятия восточных славян
Земледелие |
Скотоводство |
Торговля |
Промыслы |
Ремесла |
Подсечно-огневое (лесная зона, север) |
|
|
Собирательство |
Ювелирное дело |
Переложное (степная и лесостепная зона) |
|
|
Бортничество |
Гончарное дело |
|
|
|
Рыбная ловля |
Кузнечное дело |
|
|
Охота |
Ткачество |
Задание №6.Работа с текстом учебника (с.30-31).Изучение особенностей быта и нравов восточных славян (метод комментированного чтения).
Вопросы к классу:
— Опишите жилище славян. (Деревянные дома-полуземлянки, мебель – скамьи, столы. Крышу крыли ветвями. Обмазанными глиной. Топилось жилище по-черному.))
— Назовите особенности нравов славян. (Добродушие, гостеприимство, храбрость).
Задание №7.Чтобы подробно изучить нравы славян, необходимо сказать об их духовном мире. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые верили во множество богов. Наши предки смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. В каких же богов верили славяне? Заполняем таблицу.
ИМЯ |
БОЖЕСТВО |
Ярило |
Бог Солнца |
Перун |
Бог молнии, грома |
Волос |
Бог скотоводства |
Стрибог |
Бог ветра |
Сварог |
Бог неба |
Даждьбог |
Бог света |
Симаргл |
Бог подземного царства |
Мокошь |
Богиня плодородия |
Щур |
Дух предка |
Леший |
Дух леса |
Домовой |
Дух дома |
Водяной |
Дух воды |
Русалка |
Дух воды |
Лихо |
Дух зла, несчастья |
— Как вам кажется, в жизни современных людей присутствует вера древних славян?
Задание №8.Сейчас мы познакомимся со структурой управления славянским племенем. Работа с текстом учебника на с. 32. (метод комментируемого чтения).
Вопросы к классу:
— Как жили славяне? (Изначально славяне жили в родовой общине, затем в соседской — вервь).
— Какую роль в общественной жизни славян играло вече? (Народное собрание выбирало старейшин для ведения общих дел).
— Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян? (Народное ополчение по десятичной системе).
Задание №9.До прихода славян Восточно-Европейская равнина была уже заселена различными народами.
Вопросы к классу:
— Как могли складываться отношения между восточными славянами и этими народами? (Подчинение слабых народов, уплата дани более сильному народу, ассимиляция с местным населением).
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия.
— Что же мы знаем о восточных славянах? Давайте сгруппируем эту информацию, составим кластер.
(Группы сообщают информацию, запись ее на доске.)
происхождение |
расселение |
быт |
Восточные славяне |
верования |
управление |
черты характера |
внешнийоблик |
племенные союзы |
— Подведем итог урока, что мы знаем о восточных славянах? Используя кластер, составьте рассказ. Сообщение не более 3 мин.
Сообщение групп (1 группа – рассказывает, 2 группа – оценивает ответ).
6. Коррекция знаний и способов действий.
Тест «Соседи восточные славян» демонстрируется на экран.
Соседи восточных славян
1. Религия иудаизм получила распространение
А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии
2. Во главе Тюркского государства находился:
А) царь Б) каган В) император
3. В бога грома Перкуня верили:
А) гунны Б) финноугры В) скифы
4. Столицей Византийской империи был город:
А) Константинополь Б) Казань В) Рим
5. Авары в основном занимались:
А) скотоводством Б) торговлей
В) военными походами
6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:
А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань
7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:
А) 907 г. Б) 680 г.В) 860 г. Г) 911 г.
8. Путь «из варяг в греки» соединял:
А) Скандинавский полуостров с Византийской империей
Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом
В) Византийскую империю с Волжской Булгарией
Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом
9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:
А) мурома Б) весь В) Литва Г) меря
10. Поляне платили дань:
А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси
11. Среди названий этого города укажите лишнее:
А) Византий Б) Царьград
В) Рим Г) Константинополь
12. Согласно «Повести временных лет» дань обоюдоострыми мечами заплатили хазарам:
А) северяне Б) ильменскиесловене
В) поляне Г) вятичи
13. Столица Хазарского каганата — город:
А) Таматарха Б) Итиль
В) Саркел Г) Игрень
14. Верны ли следующие суждения?
А. Ещё до появления восточных славян Восточноевропейская равнина была очень плотно заселена.
Б. Славяне с оружием в руках отвоевали у местных племён часть Восточноевропейской равнины.
А) верно только А Б) верно только Б
В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны
15. Государство Волжская Булгария было создано:
А) иранскими племенами Б) славянскими племенами
В) тюркскими племенами Г) финно-угорскими племенами
7. Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я ...
Самым полезным и интересным для меня было ,...
У меня хорошо получилось ,...
Мне это необходимо для ...
8. Информация о домашнем задании.
— О чем бы вы хотели узнать подробнее? Это будет вашим домашним заданием.
1) §3, пересказ, задания в РТ к §3 письменно – базовый уровень;
2) Найти из любых источников загадки, пословицы, поговорки, языческие праздники славян – повышенный уровень;
3) Сочинение на тему; «Один день в славянском поселке» или составить кроссворд по теме – высокий уровень.