Классный час на тему "Её величество природа!"

Классный час на тему «Её Величество Природа!»

 

Цели и задачи:

·         формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

·         анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

·         развитие индивидуальных способностей учащихся;

·         воспитание бережного отношения к природе;

·         формирование познавательных интересов во внеурочное время.

 

Оборудование:

·         аудиозапись голосов птиц

·         мультимедийная презентация по теме “В гости к Природе”

 

Ход занятия

 

I.                   Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

— Давайте поприветствуем  наших уважаемых гостей!

 

II. Сообщение темы и цели занятия

– Сегодня наше занятие пройдёт в форме путешествия. Мы совершим путешествие в гости к Природе: пройдем по лесным тропинкам, повстречаемся с животными и птицами, поговорим о том, как нужно относиться к природе.  А ещё мы постараемся  нарисовать картину природы.

 

III. Основная часть

 А что мы называем природой?

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

            

 

Итак, отправляемся!

1. Первая остановка «Лесная опушка»

     Как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом, напоенным ароматом трав и цветов, красотами зелёного мира! Прогулка в лес – источник радости и здоровья.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес?

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же знаешь,- мы свои!

 

Говорят: «Лес – наше богатство!», а чем он полезен?

— Из древесины получают много нужных вещей. Стволы деревьев используют для строительства, из дерева делают мебель, из дерева получают бумагу, дерево используют как топливо, и, наконец, лес – это лёгкие нашей планеты, так как деревья выделяют кислород, необходимый нам для дыхания.   Поэтому лес действительно наше богатство!

Как должен человек относиться к лесу?

(Бережно. Не оставлять незатушенные костры, чтобы избежать пожаров, не вырубать лес, насаживать молодые деревья.)

Для того чтобы пройти дальше, ребята должны назвать « лесной пароль», т.е. прочитать стихи о лесе.

 

Лес наш добрый, лес могучий,

Лес зеленый — друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод —

Всем сластенам хватит на год.

В зной пошлешь ты полю тучи,

Лес зеленый — друг наш лучший.

 

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый,
И родник с живой
Ключевой водой.

Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.

 

Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь ёлочек густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.

Вот появилась лесная опушка.

 

2. Вторая остановка «Лесные великаны»

Кого мы называем лесными великанами? Конечно, это деревья.

Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»

Посмотрите на экран и назовите дерево по его листьям. Это дерево мы «посадим» на нашей картине.

1. Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

 

2. Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом. (Ель)

 

4. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)

 

5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

 

(Ребенок, правильно назвавший дерево закрепляет его на картине.)

 

Вот и выросли деревья на нашей поляне.

 

3. Третья остановка «Растения»

Нужны ли человеку растения? Какая от них польза?

(Их употребляют в пищу, из растений делают ткань и шьют из неё одежду, из них делают лекарства, и, наконец, ими любуются)

Поиграем в игру «Назови растение»

 

1. На верхушке стебелька солнышко и облака.
Ответ: Ромашка 

 

2. Только тронь —
И отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. 
Ответ: Крапива 

 

3. Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. 
Ответ: Подснежник 

 

4. Беленькие горошки, 
На зелёной ножке. 
Ответ: Ландыш 


5. Синенький звонок висит, 
Никогда он не звенит. 
Ответ: Колокольчик 

 

6. Тонкий стебель у дорожки. 
На конце его — серёжки. 
На земле лежат листки — 
Маленькие лопушки. 
Нам он — как хороший друг, 
Лечит ранки ног и рук. 
Ответ: Подорожник

 

Какие из этих растений лекарственные? Для чего их применяют?

(Ромашка снимает воспаление, ею можно полоскать горло, когда оно болит. Подорожник заживляет ранки, его листья прикладывают прямо к ране.  Крапива останавливает кровь.)


Отгадавший загадку ребёнок прикрепляет на доску изображение  растения.

 

Как мы будем беречь растения? (Не будем рвать букеты лесных и полевых цветов, особенно первоцветы, не будем топтать, не будем жечь прошлогоднюю траву, будем сажать новые растения)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Дружно соберём цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

 Многие растения исчезают с лица Земли, потому, что человек небережно к ним относится. Эти растения занесены в Красную книгу.

 

РЕЛАКСАЦИЯ

Танец «Вальс цветов»

 

Исполняют девочки 2-4 классов

 

4. Четвертая остановка «В мире животных»

Какие бывают животные? (дикие и домашние)

Где живут дикие животные? А домашние?

Каких диких животных вы знаете?

Какие дикие животные обитают в нашей местности?

(кабаны, лисы, зайцы, хорьки, косули)

Каких домашних животных вы знаете?

(свинья, корова, лошадь, овца, коза, кролики, кошка, собака)

Кто заботится о диких животных? А о домашних?

Как человек должен относиться к животным?

(Заботливо. Беречь их, не убивать. Подкармливать зимой. Бороться с браконьерами.)

 

Игра  «Коварная рифма»

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (медведь)

 

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … (белка)

 

В чаще голову задрав

Воет с голоду… (волк)

 

Быстрее всех от страха

Несётся … (заяц)

 

В тёплой лужице своей

Громко квакал … (лягушонок)

 

Клубком свернулся, ну-ка тронь,

Со всех сторон колючий… (ёж)


Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее… (лиса)

 

Вот и звери появились в лесу.

Отгадавший рифму ребёнок прикрепляет на доску изображение  животного.

5. Пятая остановка «Птичьи трели»

Что-то тихо на нашей поляне. Чего не хватает? (пения птиц)

Послушайте птичьи голоса и назовите птицу, которая поёт.

* * *

1) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

* * *

2)Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке.

— Кар!- всё время говорит.

Клюв – страшней иголки. (Ворона)

* * *

3)Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей).

* * *

4) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка) 
* * *

5)Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

* * *

6)Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

* * *

7)Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Вот и зазвучали птичьи голоса на нашей полянке.

Отгадавший птицу ребёнок прикрепляет на доску её изображение.

Хорошо на нашей поляне! Вот и солнышко в небе улыбается!

 

6. Чтобы сберечь всю эту красоту, мы должны бережно относиться к природе.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если действие хорошее, говорите хором «да», если плохо, то все вместе говорите «нет»!

— Если я приду в лесок

Я сорву ромашку? (нет)

— Если я конфетку съем

Я выброшу бумажку? (нет)

— Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

— Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)

— Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

— Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

— Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу.

 В заключение нашего занятия давайте послушаем стихи о правилах поведения в природе:

 – Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?

– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.

– И тогда любой зверек – 
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

 

Молодцы, ребята, хорошо знаете правила поведения в природе.

  В природе очень много интересного, мудрого, ценного и красивого. Она многому учит и взрослых, и детей,  давайте будем всегда помнить, что земля – наш общий дом и  природу нужно беречь.

 

Подведём итог

 

Вспомните тему занятия.

О чем мы говорили на занятии?

  Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас запомнит это навсегда. Закончить наше занятие мне хочется такими стихотворными строчками:

— Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

 

Спасибо всем за работу! Занятие окончено.

 

 

Прикрепленный файл:
09:05