Классный час на тему "Её величество природа!"
Классный час на тему «Её Величество Природа!»
Цели и задачи:
· формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
· анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
· развитие индивидуальных способностей учащихся;
· воспитание бережного отношения к природе;
· формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Оборудование:
· аудиозапись голосов птиц
· мультимедийная презентация по теме “В гости к Природе”
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
— Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей!
II. Сообщение темы и цели занятия
– Сегодня наше занятие пройдёт в форме путешествия. Мы совершим путешествие в гости к Природе: пройдем по лесным тропинкам, повстречаемся с животными и птицами, поговорим о том, как нужно относиться к природе. А ещё мы постараемся нарисовать картину природы.
III. Основная часть
А что мы называем природой?
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Итак, отправляемся!
1. Первая остановка «Лесная опушка»
Как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом, напоенным ароматом трав и цветов, красотами зелёного мира! Прогулка в лес – источник радости и здоровья.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес?
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же знаешь,- мы свои!
Говорят: «Лес – наше богатство!», а чем он полезен?
— Из древесины получают много нужных вещей. Стволы деревьев используют для строительства, из дерева делают мебель, из дерева получают бумагу, дерево используют как топливо, и, наконец, лес – это лёгкие нашей планеты, так как деревья выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому лес действительно наше богатство!
Как должен человек относиться к лесу?
(Бережно. Не оставлять незатушенные костры, чтобы избежать пожаров, не вырубать лес, насаживать молодые деревья.)
Для того чтобы пройти дальше, ребята должны назвать « лесной пароль», т.е. прочитать стихи о лесе.
Лес наш добрый, лес могучий,
Лес зеленый — друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дашь тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод —
Всем сластенам хватит на год.
В зной пошлешь ты полю тучи,
Лес зеленый — друг наш лучший.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый,
И родник с живой
Ключевой водой.
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь ёлочек густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Вот появилась лесная опушка.
2. Вторая остановка «Лесные великаны»
Кого мы называем лесными великанами? Конечно, это деревья.
Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Посмотрите на экран и назовите дерево по его листьям. Это дерево мы «посадим» на нашей картине.
1. Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3. Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
4. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
(Ребенок, правильно назвавший дерево закрепляет его на картине.)
Вот и выросли деревья на нашей поляне.
3. Третья остановка «Растения»
Нужны ли человеку растения? Какая от них польза?
(Их употребляют в пищу, из растений делают ткань и шьют из неё одежду, из них делают лекарства, и, наконец, ими любуются)
Поиграем в игру «Назови растение»
1. На верхушке стебелька солнышко и облака.
Ответ: Ромашка
2. Только тронь —
И отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
Ответ: Крапива
3. Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Ответ: Подснежник
4. Беленькие горошки,
На зелёной ножке.
Ответ: Ландыш
5. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Ответ: Колокольчик
6. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответ: Подорожник
- Какие из этих растений лекарственные? Для чего их применяют?
(Ромашка снимает воспаление, ею можно полоскать горло, когда оно болит. Подорожник заживляет ранки, его листья прикладывают прямо к ране. Крапива останавливает кровь.)
Отгадавший загадку ребёнок прикрепляет на доску изображение растения.
Как мы будем беречь растения? (Не будем рвать букеты лесных и полевых цветов, особенно первоцветы, не будем топтать, не будем жечь прошлогоднюю траву, будем сажать новые растения)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Дружно соберём цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
Многие растения исчезают с лица Земли, потому, что человек небережно к ним относится. Эти растения занесены в Красную книгу.
РЕЛАКСАЦИЯ
Танец «Вальс цветов»
Исполняют девочки 2-4 классов
4. Четвертая остановка «В мире животных»
Какие бывают животные? (дикие и домашние)
Где живут дикие животные? А домашние?
Каких диких животных вы знаете?
Какие дикие животные обитают в нашей местности?
(кабаны, лисы, зайцы, хорьки, косули)
Каких домашних животных вы знаете?
(свинья, корова, лошадь, овца, коза, кролики, кошка, собака)
Кто заботится о диких животных? А о домашних?
Как человек должен относиться к животным?
(Заботливо. Беречь их, не убивать. Подкармливать зимой. Бороться с браконьерами.)
Игра «Коварная рифма»
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (медведь)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (белка)
В чаще голову задрав
Воет с голоду… (волк)
Быстрее всех от страха
Несётся … (заяц)
В тёплой лужице своей
Громко квакал … (лягушонок)
Клубком свернулся, ну-ка тронь,
Со всех сторон колючий… (ёж)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее… (лиса)
Вот и звери появились в лесу.
Отгадавший рифму ребёнок прикрепляет на доску изображение животного.
5. Пятая остановка «Птичьи трели»
Что-то тихо на нашей поляне. Чего не хватает? (пения птиц)
Послушайте птичьи голоса и назовите птицу, которая поёт.
* * *
1) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
* * *
2)Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
— Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки. (Ворона)
* * *
3)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
* * *
4) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
* * *
5)Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
* * *
6)Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
* * *
7)Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Вот и зазвучали птичьи голоса на нашей полянке.
Отгадавший птицу ребёнок прикрепляет на доску её изображение.
Хорошо на нашей поляне! Вот и солнышко в небе улыбается!
6. Чтобы сберечь всю эту красоту, мы должны бережно относиться к природе.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если действие хорошее, говорите хором «да», если плохо, то все вместе говорите «нет»!
— Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)
— Если я конфетку съем
Я выброшу бумажку? (нет)
— Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
— Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
— Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
— Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
— Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
— Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу.
В заключение нашего занятия давайте послушаем стихи о правилах поведения в природе:
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Молодцы, ребята, хорошо знаете правила поведения в природе.
В природе очень много интересного, мудрого, ценного и красивого. Она многому учит и взрослых, и детей, давайте будем всегда помнить, что земля – наш общий дом и природу нужно беречь.
Подведём итог
Вспомните тему занятия.
О чем мы говорили на занятии?
Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас запомнит это навсегда. Закончить наше занятие мне хочется такими стихотворными строчками:
— Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Спасибо всем за работу! Занятие окончено.