ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального уровня образования
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального уровня образования
в МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
Пояснительная записка
Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального уровня образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
1. Общие положения
1. Положение о системе оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п.3 ст.15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа».
2. Настоящее положение утверждается Педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.
2. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
2.1. Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и метапредметных результатов.
Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
Оценка личностных результатов обучающихся начальной школы осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей).
Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей и выполнения требований образовательного стандарта.
2.2. Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:
- критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к оценке планируемых результатов (критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с учащимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия);
- уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
- суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
- приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя (для воспитания адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы));
- гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов (содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов);
- оценочная безопасность (информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и их родителей; информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной).
2.3. Основными видами контроля являются:
— Стартовый (предварительный) контроль; имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения или перед изучением новых крупных разделов. Цель: предварительная диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью.
- Текущий контроль; проводится поурочно после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Цель: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока.
- Рубежный (тематический, четвертной, полугодовой) контроль; осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти. Цель: контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти.
- Годовой (итоговый) контроль, предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в т.ч. и метапредметных в конце учебного года.
2.4. Основными функциями оценки являются:
- мотивационная– поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
- диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
2.5. Количество тематических, проектных и итоговых работ установлено по предметам в соответствии с рекомендациями к программам УМК «Школа России», по которому работает учреждение.
Количество тематических, творческих, итоговых контрольных
работ и проектов по годам обучения
Русский язык
|
1класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
-диктант с грамматическим заданием |
|
4 |
4 |
4 |
-контрольное списывание |
1 (во втором полугодии) |
2 |
1 |
- |
-контрольное изложение |
|
- |
- |
1 |
-контрольный словарный диктант |
|
2 |
2 |
2 |
-тестирование |
|
- |
1 |
1 |
— проекты |
|
1 |
1 |
1 |
Годовая (четвертная)стандартизированнаяконтрольная работа |
1 |
4 |
4 |
4 |
Всего по русскому языку |
2 |
13 |
13 |
13 |
Математика
|
1класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Тематические контрольные работы |
|
6 |
6 |
6 |
Контрольное тестирование |
|
2 |
2 |
2 |
Годовая (четвертная)стандартизированнаяконтрольная работа |
1 |
4 |
4 |
4 |
Всего по математике |
1 |
12 |
12 |
12 |
Литературное чтение
|
1класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Творческие работы |
1 |
2 |
4 |
4 |
Проекты |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тематические тесты |
|
3 |
4 |
4 |
Годовая стандартизированнаяконтрольная работа |
|
1 |
1 |
1 |
Всего по литературному чтению |
2 |
7 |
10 |
10 |
Метапредметные результаты
|
1класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Интегрированная контрольная работа |
1(одна при наличии инструментария) |
1-2 (две при наличии инструментария) |
1-2 (две при наличии инструментария) |
1-2 (две при наличии инструментария) |
Промежуточная аттестация учащихся проводится ежегодно в конце апреля и первой половине мая. В ходе промежуточной аттестации устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям.
Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку и одна интегрированная контрольная работа.
3. Оценочные шкалы
3.1. В 1-м классе и I полугодии 2-го класса обучение является безотметочным в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Оценка результатов обучения в классном журнале не фиксируется. Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки (смотри Приложение) образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программ первого класса. Качественная оценка может быть выражена: в процентном отношении качества усвоения программы, в уровневом отношении, оценкой «зачтено», «незачтено». Учитель ведёт письменный учёт образовательных достижений обучающихся в соответствии с листом оценки по предметам учебного плана. Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год.
3.2. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме балльной отметки в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом: в процентном отношении качества усвоения программы, в уровневом отношении, в виде отметки. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в 5-балльной шкале |
Отметка в 10-балльной шкале |
Отметка в системе «зачтено-не зачтено» |
100 — 90% |
высокий |
«5» |
«9» — «10» |
зачтено |
89 — 66% |
повышенный |
«4» |
«7» — «8» |
зачтено |
65 — 50% |
средний |
«3» |
«6» — «5» |
зачтено |
меньше 50% |
ниже среднего |
«2» |
от «4» и ниже |
не зачтено |
3.3. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. Портфолио составляется обучающимся по желанию (см. «Положение о портфолио ученика начальных классов»)
5. Ведение документации
5.1. По каждому предмету учитель составляет рабочую программу, в которой учебно-тематическое планирование на год является основой планирования педагогической деятельности. В учебно-тематическом плане отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.
5.2. Классный журнал является главным документом учителя. Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию.
5.3. Для тренировочных и самостоятельных работ используется рабочая тетрадь. Контрольные и творческие работы выполняются учащимися в отдельных тетрадях для контрольных работ. Итоговые контрольные работы по предметам (русский язык, математика) учитель хранит в течение 1 календарного года.
5.4. В журнал выставляются отметки (во II полугодии 2 класса, 3- 4 классах) за устный ответ, тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы в виде отметки.
5.5. Текущие оценки (во 2- 4 классах) фиксируются в тетради ученика и в дневнике классным руководителем и учителем по предмету. Оценки за четверти и год выставляет в дневник обучающегося классный руководитель. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале оценкам, выставленным в дневнике ученика, осуществляет классный руководитель.
5.6. В личном деле обучающегося 2-4 классов по каждому предмету выставляется отметка.
5.7. Оценка универсальных учебных действий фиксируется в течение учебного года в отдельной тетради классного руководителя и дневниках обучающихся. В личном деле ученика с 1 класса вводится специальная графа «Универсальные учебные действия». Оценка выставляется в форме оценки «зачтено» или «не зачтено» на основании выполнения комбинированной контрольной работы по концу учебного года.
Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист оценки образовательных достижений
за ____четверть 2015-2016 учебного года по предмету ________________________________
ученика ___ класса ________________________________________
Оценочная шкала:
+ знаю и умею
? знаю неуверенно
- пока не знаю и не умею.
Критерии |
Образец задания |
Самооценка |
Оценка задания |
Итоговая оценка (зачтено–не зачтено) |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
Дополнительный критерий: |
|
|
|
Классный руководитель _______