ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между начальным основным и основным общим образованием "Пятиклассник"

 

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным основным и основным общим образованием
«Пятиклассник»

 

 Программа преемственности между начальным и основным общим образованием «Пятиклассник» (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Пояснительная записка

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • отличием систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

Цель Программы:создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.

Основные задачи Программы:

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
  • создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе «инструмент» (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
  • создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;
  • повышение учебной мотивации учащихся.

Принципы реализации Программы

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
  • включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.

Тематический план

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1. Организационная работа

Собеседование зам. директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов

Август

Зам. директора по УВР

Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами учащихся

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР

Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса

Сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов

Составление учителями начальной школы  на учащихся 4-х классов

Август

Зам. директора по УВР, учителя начальной школы

Изучение медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся

Сентябрь

Зам. директора по УУВР, медицинский работник, учителя физической культуры, классные руководители 5-х классов

Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности

Сентябрь

Зам. директора по УВР

 Комплексная диагностика учащихся 5-х классов

Сентябрь – декабрь, февраль, апрель

Зам. директора по УВР, медицинский работник, учителя физической культуры

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по ВР и УВР, классные руководители 5-х классов

Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах

Январь

Зам. директора по УВР

Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР,  ВР

Обобщение аналитико-диагностических материалов

Сентябрь, ноябрь, апрель

Зам. директора по УВР, ВР

2. Информационно-методическое обеспечение

Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год

Август

Зам. директора по УВР, МС

Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР, МС, классные руководители 5-х
классов

Совещание при завуче по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ВР, МС

Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР, руководители кафедр учителей-предметников

Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев

Сентябрь, январь

Зам. директора по ВР

Классно-обобщающий контроль 5-х классов

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ВР, МС

Психолого-педагогический консилиум по 5-м классам

Октябрь

Зам. директора по УВР

Составление программ реабилитации учащихся «группы риска» (по каждому учащемуся в отдельности)

Ноябрь – январь

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов

Октябрь, апрель

Зам. директора по УВРи ВР

Малый педсовет «Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах» с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов

Формирование портфолио учащихся 5-х классов

В течение года

Классные руководители 5-х классов

Совместное заседание  учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников «Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене»

Декабрь

Зам. директора по УВР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы

В течение года

Зам. директора по УВР, руководители кафедр учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники

Посещение уроков в 4-х классах

Декабрь, апрель

Зам. директора по УВР, руководители кафедр  учителей-предметников, учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Март, апрель

Зам. директора по УВР

Психолого-педагогический консилиум по 4-м классам. Готовность учащихся выпускных классов начальной школы к переходу в среднее звено

1-я неделя мая

Зам. директора по УВР,  ВР

Совещание при директоре «Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов».

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение уровня результативности проделанной работы

2-я неделя мая

Директор школы

Совещание при директоре. Комплектование 5-х классов

4-я неделя мая

Директор школы

3. Работа с учащимися

«Здравствуй, школа!» – классный час посвященный Дню знаний

1 сентября

Классные руководители 5-х классов

Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, гардероба

Сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов

Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения

Октябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе

Октябрь

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители

Торжественное посвящение в пятиклассники

Октябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений.

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование

I четверть

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников

Ноябрь

Зам. директора по ВР

Работа с одаренными детьми

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися «группы риска», выявленными в начальной школе

В течение года

Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР, ВР

Линейки по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР, ВР

Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов

В течение года

Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов

Рейд по сохранности учебников

Январь

Зав. библиотекой, классные руководители 5-х классов

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации

В течение года

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено

Март – апрель

Специалисты  ПМПК

Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов.

Май

Заместители директора по УВР, ВР

4. Работа с родителями

Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений

Сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Неделя открытых дверей. Родительский лекторий «Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению»

4-я неделя сентября

Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации

Ноябрь

Зам. директора по ВР

Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов

Родительский лекторий «Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка»

Январь

Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов

Индивидуальное собеседование с родителями «трудных» учащихся

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР, социальный педагог

Родительские собрания «Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х классов»

Ноябрь, март

Зам. директора по УВР, ВР

Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы

Апрель

Зам. директора по УВР, ВР, учителя 4-х классов

5. Контроль

Контроль планов воспитательной работы

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители

Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг)

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР

Анализ входного контроля

Октябрь

Методический совет школы

Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по УВР

Проверка ведения дневников учащихся 5-х классов

В течение года

Зам. директора по ВР

Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся

Март

Зам. директора по УВР, ВР, руководители кафедр  учителей-предметников

Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР, МС

Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год

Май

Классные руководители 5-х классов

Контроль выполнения учебных программ

В течение года

Зам. директора по УВР

 

 

 

10:46