ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между начальным основным и основным общим образованием "Пятиклассник"
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным основным и основным общим образованием
«Пятиклассник»
Программа преемственности между начальным и основным общим образованием «Пятиклассник» (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- отличием систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.
Цель Программы:создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Основные задачи Программы:
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
- создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе «инструмент» (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
- создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;
- повышение учебной мотивации учащихся.
Принципы реализации Программы
Реализация Программы базируется на следующих принципах:
- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
- обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
- включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.
Тематический план
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. Организационная работа |
||
Собеседование зам. директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов |
Август |
Зам. директора по УВР |
Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами учащихся |
Август, сентябрь |
Зам. директора по УВР |
Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов |
Составление учителями начальной школы на учащихся 4-х классов |
Август |
Зам. директора по УВР, учителя начальной школы |
Изучение медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся |
Сентябрь |
Зам. директора по УУВР, медицинский работник, учителя физической культуры, классные руководители 5-х классов |
Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР |
Комплексная диагностика учащихся 5-х классов |
Сентябрь – декабрь, февраль, апрель |
Зам. директора по УВР, медицинский работник, учителя физической культуры |
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по ВР и УВР, классные руководители 5-х классов |
Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах |
Январь |
Зам. директора по УВР |
Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Зам. директора по УВР, ВР |
Обобщение аналитико-диагностических материалов |
Сентябрь, ноябрь, апрель |
Зам. директора по УВР, ВР |
2. Информационно-методическое обеспечение |
||
Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год |
Август |
Зам. директора по УВР, МС |
Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах |
Август, сентябрь |
Зам. директора по УВР, ВР, МС, классные руководители 5-х |
Совещание при завуче по итогам четверти |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Зам. директора по УВР, ВР, МС |
Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения |
Сентябрь, декабрь, май |
Зам. директора по УВР, руководители кафедр учителей-предметников |
Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев |
Сентябрь, январь |
Зам. директора по ВР |
Классно-обобщающий контроль 5-х классов |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР, ВР, МС |
Психолого-педагогический консилиум по 5-м классам |
Октябрь |
Зам. директора по УВР |
Составление программ реабилитации учащихся «группы риска» (по каждому учащемуся в отдельности) |
Ноябрь – январь |
Зам. директора по ВР, социальный педагог |
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов |
Октябрь, апрель |
Зам. директора по УВРи ВР |
Малый педсовет «Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах» с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР, ВР |
Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование портфолио учащихся 5-х классов |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов |
Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников «Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене» |
Декабрь |
Зам. директора по УВР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы |
В течение года |
Зам. директора по УВР, руководители кафедр учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Посещение уроков в 4-х классах |
Декабрь, апрель |
Зам. директора по УВР, руководители кафедр учителей-предметников, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено |
Март, апрель |
Зам. директора по УВР |
Психолого-педагогический консилиум по 4-м классам. Готовность учащихся выпускных классов начальной школы к переходу в среднее звено |
1-я неделя мая |
Зам. директора по УВР, ВР |
Совещание при директоре «Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов». Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение уровня результативности проделанной работы |
2-я неделя мая |
Директор школы |
Совещание при директоре. Комплектование 5-х классов |
4-я неделя мая |
Директор школы |
3. Работа с учащимися |
||
«Здравствуй, школа!» – классный час посвященный Дню знаний |
1 сентября |
Классные руководители 5-х классов |
Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, гардероба |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов |
Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения |
Октябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе |
Октябрь |
Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители |
Торжественное посвящение в пятиклассники |
Октябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений. |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование |
I четверть |
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР |
Работа с одаренными детьми |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися «группы риска», выявленными в начальной школе |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР, ВР |
Линейки по итогам успеваемости за четверть |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР, ВР |
Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Рейд по сохранности учебников |
Январь |
Зав. библиотекой, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины |
В течение года |
Социальный педагог |
Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено |
Март – апрель |
Специалисты ПМПК |
Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов. |
Май |
Заместители директора по УВР, ВР |
4. Работа с родителями |
||
Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, ВР |
Неделя открытых дверей. Родительский лекторий «Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению» |
4-я неделя сентября |
Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР |
Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов |
Родительский лекторий «Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка» |
Январь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальное собеседование с родителями «трудных» учащихся |
В течение года |
Зам. директора по УВР, ВР, социальный педагог |
Родительские собрания «Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х классов» |
Ноябрь, март |
Зам. директора по УВР, ВР |
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы |
Апрель |
Зам. директора по УВР, ВР, учителя 4-х классов |
5. Контроль |
||
Контроль планов воспитательной работы |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР |
Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период |
Сентябрь, октябрь |
Зам. директора по ВР, социальный педагог |
Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием |
Сентябрь, октябрь |
Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители |
Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг) |
Сентябрь, декабрь, май |
Зам. директора по УВР |
Анализ входного контроля |
Октябрь |
Методический совет школы |
Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
Проверка ведения дневников учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся |
Март |
Зам. директора по УВР, ВР, руководители кафедр учителей-предметников |
Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений |
В течение года |
Зам. директора по УВР, ВР, МС |
Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год |
Май |
Классные руководители 5-х классов |
Контроль выполнения учебных программ |
В течение года |
Зам. директора по УВР |