КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для групповых коррекционных занятий с учащимися 6 класса (VIII в.) на 2015-2016 учебный год Панченко Л.С
Пояснительная записка
Для обучающихся с умственной отсталостьюхарактерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой.Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель коррекционной работы:коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи коррекционной работы:
— развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;
— сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;
-создание благоприятного психологического климата;
— оснащение коммуникативными навыками и обучение способамвыражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
-формирование образа «Я», навыков самопознания;
— формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
— мотивация подростков на обращение к своему внутреннемумиру, на анализ собственных поступков;
— развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Пути реализации программы:
1. Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3.Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.
4.Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.