Развитие творческих способностей обучающихся на уроке и во внеурочное время. Евдокимова Л.В.
«Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества» (К.Д. Ушинский).
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных предметных областях подтвердила мысль о том, что творческое мышление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным развитие как отдельной личности, так и человечества в целом.
Как правило, учителю литературы отводится особая роль в создании нравственного микроклимата класса и школы.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу и призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература.
Творческие способности личности на уроках русского языка и литературы могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета.
Социальный заказ школе на формирование творческой личности школьника, способностей беззаветно трудиться во имя и для блага Родины, может выполнить только творчески работающий учитель.
Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические отношения реализуются в их взаимной творческой деятельности.
Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию памяти, неумную схему контроля. Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру ученика в свою защищенность и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой – веру учителя в духовные силы своих обучающихся. Творческое начало в деятельности учителя и обучающихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения, преобразовать весь учебно-воспитательный процесс в школе.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу и призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература.
Основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются:
Степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровня творчества: низкий, средний, высокий.
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ране изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.
В процессе общения с обучающимися учитель может сравнительно легко наблюдать и фиксировать проявление всех этих качеств, давать общую оценку отношения учеников к учению (является ли оно творческим и заинтересованным), в зависимости от этого строить свою собственную деятельность по постепенному развитию творческого отношения обучающихся к учению.
Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, — понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача её – развитие интеллекта,
личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей.
Воспитание творческой личности в школьный период жизни является основой подготовки к производительной и интеллектуальной деятельности. С этим важнейшим качеством личности связано дальнейшее социально-экономическое развитие общества. Выпускник школы с развитыми творческими возможностями становится более ценными тружеником, и ему характерны многие творческие действия: умеет ставить и решать новые производственные проблемы, чувствителен к новому, прогрессивному, отличается интеллектуальный и творческой инициативой, активной жизненной позицией.
Творчество является не просто достоинством отдельно взятого конкретного человека, оно представляет общественную ценность и в силу этого превращается в духовно-нравственное свойство каждой личности.
Высокое качество самостоятельной и творческой деятельности учащихся и обуславливается организацией собственной практической исследовательской деятельности учащихся и общевоспитательной работой педагога, которая включает осознание учеником мотивов, целей, способов, смысла практических действий, результатов, а также характера ошибок.
Творческая деятельность обучаемых реализуется с помощью определенных направляющих действий преподавателя:
а) планирует и осуществляет деятельный подход при организации познавательного процесса;
б) создает ситуации конкретных видов творческой деятельности.
Одним из путей развития художественного творчества является наблюдение за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков.
Многих ребят удивят оригинальность, свежесть тем сочинений, предлагаемых детям: «Жалобная книга ученической тетради, дневника, ручки, парты и т.д.».
Богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы.