ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 «Здоровье

Срок реализации 2016-2019 г 

Пояснительная записка

 

«Здоровье – не всё. Но всё без здоровья — ничто»

                      Сократ.

   Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

  Целью образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти своё место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

  Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

   Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа с родителями, психологической и медицинской службами, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного.  Данная программа также может включать в себя проведение тематических занятий, общешкольных воспитательных мероприятий, различных творческих конкурсов, Дней Здоровья, организацию кружков дополнительного образования и секций спортивно – оздоровительного направления.

   Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры  позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

  

Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащимися, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи программы:

1.     сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье

2.     сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни

3.     воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная пропаганда здорового образа жизни

4.     просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей

5.     обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами социума

6.     выявление одарённых детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию

7.     научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

 

Реализация программы

по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровьесберегающая инфраструктура

— оснащённость кабинета;

— оснащённость спортивного зала, спортплощадки необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

— соблюдение воздушно – теплового режима;

— соблюдение требований к использованию учебной мебели;

— наличие и необходимое оснащение помещения для организации горячего питания;

— организация медицинского обслуживания обучающихся

Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

— соблюдение норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки;

— профилактика травматизма;

— соблюдение требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

— учёт индивидуальных особенностей развития;

— ведение работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

Организация

физкультурно– оздоровительной работы

— организация работы спортивных секций, кружков;

— организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера;

-организация динамических перемен, физкультминуток на уроках;

-регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий;

Реализация дополнительных образовательных программ

— внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов

Просветительская работа с родителями.

— проведение тематических родительских собраний;

— организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, Дней Здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

 

Деятельность по реализации программы

1.     объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами

2.     проведение различных спортивных праздников и состязаний

3.     подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний

4.     организация экскурсий, походов, прогулок

5.     пропаганда здорового образа жизни

6.     организация интересного и плодотворного досуга

7.     привлечение внимания родителей и других представителей взрослого населения посёлка к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни

 

В реализации программы принимают участие:

·        учащиеся школы

·        члены педагогического коллектива

·        родители

·        медицинские работники

·        социум

 

 

Основные

Направления деятельности и предполагаемые формы работы

1.Учёт состояния здоровья детей

1.     анализ медицинских карт учащихся

2.     определение групп здоровья

3.     учёт посещаемости занятий

4.     контроль санитарно – гигиенических условий и режима работы классов

5.     анкетирование участников образовательного процесса

 

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся

1.     организация работы спортивных секций, кружков

2.     динамические паузы

3.     индивидуальные занятия

4.     утренняя зарядка

5.     организация спортивных перемен

6.     проведение Дней здоровья

7.     проведение физкультминуток

8.     организация пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием

 

 

3.Урочная и внеурочная работа

1.     проведение открытых уроков физической культуры

2.      проведение открытых классных и общешкольных мероприятий

 физкультурно – оздоровительной направленности

3.     организация кружков и секций спортивно – оздоровительной направленности

 

 

4.Пропаганда здорового образа жизни

1.тематические классные часы, познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, стихотворений, различные акции

2.организация работы по профилактике токсикомании, наркомании, курения, алкоголизма

3.обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи

4.пропоганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры

 

5.Соревнования и спортивные праздники

 

6.Профилактика заболеваний учащихся

1.организация медицинских обследований

2.соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся

3.соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе

4.осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся

5.беседы, просмотры научно – популярных фильмов

 

7.Классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни

 

8.Родительские собрания по проблеме формирования здорового образа жизни

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

·        закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике

·        предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодёжной среде

·        ответственность детей перед законом

·        умение противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения

·        умение предвидеть опасные ситуации  и правильно действовать в случае их возникновения

·        ответственное отношение к своему здоровью