ПРОГРАММА «СЕМЬЯ И ШКОЛА. ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ПРОГРАММА

«СЕМЬЯ И ШКОЛА. ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА»

в рамках региональной образовательной программы

« Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»

 

2016-2019 г.

Пояснительная записка

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, согласованно решать проблемы воспитания.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Для достижения поставленных задач в работе с семьей возникла необходимость создания модели взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопомощи.

При анализе педагогической деятельности школы были выявлены проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию школы и семьи:

  1. Низкий образовательный уровень родителей;
  2. Неблагополучие ряда семей;
  3. Увеличение количества ряда семей;
  4. Уклонение части родителей от выполнения родительских обязанностей в воспитании детей;
  5. Нежелание некоторых родителей идти на контакт со школой.

Снижение социального статуса родителей, ставших безработными, низкая заработная плата, отсутствие роли отца, вахтовый метод, неблагополучие семей часто ведет к безразличному отношению к учебе и воспитанию детей. Чаще всего такие родители избегают контактов с педагогами, не посещают школу, не создают условий для нормального развития ребенка.

В организации учебно-воспитательного процесса участвует около 45 %родителей, но большая часть родителей ограничивается посещением родительских собраний, индивидуальных встреч, внеклассных мероприятий.

На сегодняшний день школа является единственным образовательным, воспитательным и культурным центром на селе, поэтому необходимо создание программы, направленной на сотрудничество и партнерство с семьей.

Цель программы  — развитие отношений сотрудничества между педагогами и родителями, способствующих созданию условий для развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические задачи:

  1. Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.
  2. Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
  3. Формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми.
  4. Формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагога в установлении гуманных отношений между родителями и детьми.
  5. Формирования у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.
  6. Подготовка детей к самостоятельной жизни, которая включает в себя формирование социально-бытовой ориентации, ведения домашнего хозяйства.

Организационно-управленческие задачи:

  1. Обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей.
  2. Организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей.
  3. Разработать и обеспечить систему стимулирования:

-участия родителей в воспитании детей

-участия родителей в организации школы и класса

-взаимодействия родителей и детей в учебно-воспитательном процессе школы

-роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы

Функции взаимодействия семьи и школы

  • информационная
  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая;
  • бытовая.

Этапы реализации программы

·          

    • подготовительный
    • установочно-мотивационный;
    • аналитико-диагностический;
    • просветительский;
    • коррекционно-консультативный.
    • заключительный

Формы работы

  • групповые;
  • индивидуальные.

Методы работы

  • диагностика (изучение социального состава семьи, социального заказа родителей, методов семейного воспитания);
  • просвещение (родительский всеобуч);
  • совместная деятельность (досуговая,  художественно-творческая, помощь ребенку в обучении, хозяйственно-бытовое обслуживание);
  • психолого-педагогическая помощь на специальных занятиях с родителями.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы «Семья» ожидаются следующие результаты:

  • повысится уровень знаний родителей о роли семьи в воспитании детей;
  • измениться позиция родителей за ответственное воспитание детей;
  • родители станут активными помощниками в учебно-воспитательном

процессе, что благоприятно скажется на совместной работе, воспитании и обучении в целом.

Срок реализации программы: май 2016-2019 гг.

 

 

Схема модели работы школы по проблеме

«Семья и школа – грани сотрудничества».

Участие родителей в управлении школой: педагогические советы,

Изучение семей (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, посещение на дому)

Повышение психолого- педагогических знаний (конференции, родительские собрания, «круглые

столы», открытые уроки, классные и школьные коллективно- творческие дела и т.п.)

общешкольное родительское собрание

Консультирование родителей и поддержка семьи (информационно-педагогическая, социально-педагогическая поддержка, индивидуальные консультации, посредническая помощь)

классные родительские собрания

классный родительский комитеты

Родители учащихся школы

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

охрана здоровья детей

повышение уровня воспитания

организация внеклассной работы

проф­ориента­ция

спон­сорская помощь

разрешение конфликтных ситуаций

Изучение семей учащихся

1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с обучением в школе.

2. Ежегодное составление социального паспорта.

3. Посещение семей.

4. Диагностика «Удовлетворенность родителей школьной жизнью»

1. Создание банка данных семей.

2. Составление социальных паспортов семей.

3. Раннее выявление кризисных семей.

4. Своевременное выявление детей, требующих внимания.

Работа с родителями

1. День открытых дверей для родителей.

2. Спортивные соревнования «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

3. Выставка семейных газет.

4. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

5. Праздничная программа «Целуем бабушкины руки».

6. Фотовыставка «Папа, дедушка, брат – настоящий солдат».

7. Привлечение родителей-специалистов разных профессий для профориентации 9-11 классов.

8. Привлечение родителей-выпускников школы для приумножения и сохранения школьных традиций.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

 

 

 

 

 

 

Педагогическое и психологическое просвещение родителей

1. Собрание родителей будущих первоклассников.

2. Занятия для родителей будущих первоклассников.

3. Открытые уроки для родителей.

4. Тематические собрания с привлечением специалистов.

5. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

6. Индивидуальная работа с родителями.

7. родительские конференции.

Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.

Работа с проблемными семьями

Работа классного руководителя

 

1. Регулярное посещение проблемных семей.

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3. Совместная работа классного руководителя, родителей, учителей-предметников.

4. Проведение малых педсоветов.

5. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Работа  педагога- психолога

1. Консультации для родителей.

2. Совместная профилактическая работа с инспектором КДН.

Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП.

Работа администрации школы

1. Индивидуальные беседы и консультации.

2. Контроль за работой классных руководителей.

3. Тематические совещания при завуче.

4. Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей.

5. Изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.

6. Уточнение списков проблемных семей каждую четверть.

Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.

Работа с многодетными семьями

1. Проведение общешкольных родительских собраний для родителей.

2. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное питание в школьной столовой.

 

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей.