ПРОГРАММА по профилактике ПАВ
ПРОГРАММА
по профилактике ПАВ
«Помоги себе сам»
Срок реализации 3 года
Оглавление
$1I.Аннотация с. 3
$1II.Пояснительная записка с. 4
$1III.Паспорт программы по профилактике употребления
психоактивных веществ «Помоги себе сам» с. 6
$1IV.План мероприятий по профилактике правонарушений, вредных
привычек и формирование здорового образа жизни в 2014-2015
учебном году с. 8
$1V.Оценка эффективности результатов с. 11
$1VI.Список литературы с. 12
Аннотация
Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков интереса в укреплении здоровья, на неприятие зависимости от психоактивных веществ. Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Известно, что здоровьесберегающее воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, стремления к безопасному отдыху. В связи с этим в нашей школе разработана программа по профилактике употребления психоактивных веществ «Помоги себе сам», как основа становления личности в условиях реализации Программы развития МКОУ «Большедолженковская СОШ».
Тема программы была определена нами по нескольким причинам:
$1во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее значением для нашего общества и государства;
$1во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, отвечающего его интересам, соответствующего духу нашего времени.
Таким образом, программа призвана направить процесс воспитания молодого поколения на поддержание здорового образа жизни, русских национальных традиций в области спорта и здоровья.
В нашем понимании профилактика употребления психоактивных веществ, это не только спортивно-оздоровительное, а и нравственное, художественное, экологическое воспитание, развитие творческих детских инициатив.
И сегодня важно сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе в дальнейшем.
На всех стадиях формирования необходимых качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшие задачи:
$1помочь детям увидеть, что можно изменить себя, семью, школу к лучшему;
$1вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Организация работы школы по профилактике употребления психоактивных веществ осуществляется во взаимодействии с детским объединением «Возрождение ».
Ценность работы заключается в том, что разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, школе.
Пояснительная записка
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. В настоящее время существует необходимость воспитания у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Молодые люди не всегда адекватно воспринимают изменения в семье, стране и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место в стране вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. В России от 3 до 8 миллионов человек употребляют наркотики, почти 2/3 из них молодежь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается негативными тенденциями: омоложением современной российской наркомании, ростом подростковой преступности.
Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психических особенностей школьников, отсутствия толерантности у части подростков, плохой адаптации к меняющейся среде учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90%.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение. Ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите.
Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель данной программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вреда и последствий курения, алкоголизма, наркомании, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
В МКОУ «Большедолженковская СОШ» проводится целенаправленная работа по противодействию злоупотреблению психоактивными веществами. В школе реализуются программа «Здоровье», «Программа профилактики противоправного поведения детей и подростков». Классными руководителями активно используется учебно-методическая литература в планировании и проведении воспитательной работы с классами. В течение 5 лет ежегодные профилактические медосмотры не выявили учеников, употребляющих ПАВ.На семинарах классных руководителей, на педсоветах регулярно заслушиваются сообщения о системах мер по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей. Обсуждаются различные вопросы проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Дню молодежи, Международному дню семьи и т.п. Учителя и учащиеся школы ежегодно участвуют в районных и областных акциях, посвященных борьбе с вредными привычками («Спорт вместо наркотиков», «Скажи «нет» курению» и т.п.), различных конкурсах по данному направлению. В рамках программы профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде проводились профилактические мероприятия на недопущение появления этого явления среди школьников. Во время недель Здоровья проводятся различные конференции, посвященные этой теме, беседы, дискуссии, встречи с работниками правоохранительных органов, с медработниками. Организуется показ презентаций для школьников, направленных на формирование здорового образа жизни. Для родителей проводятся тематические общешкольные и классные собрания.
Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Регулярно проводятся школьные соревнования по различным видам спорта. Ученики школы принимают активное участие в районных соревнованиях по разным видам спорта и занимают призовые места.
Исполнителями программы являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, учитель физической культуры, ОБЖ, биологии, химии.
Паспорт
программы по профилактике употребления психоактивных веществ
«Помоги себе сам»
Цель:
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ.
Задачи:
$1повышение уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся;
$1распространение форм профилактики употребления ПАВ в среде, в которой живут школьники (учитель-ученик-семья);
$1максимальное использование школьных оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья школьников;
$1снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде;
$1вовлечение обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ;
$1расширение волонтерского движения, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Планируемый результат.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.
Педагогам совместно с родителями подростков возможно создать в школе атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
$1все участники получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, могут познакомиться с медицинскими учреждениями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании);
$1данная программа даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
$1подростки будут знать, куда обратиться за помощью.
Особенностью программы является совпадение объекта и субъекта, ими являются учителя, ученики, родители, специалисты.
Формы исследования: внеклассная работа.
Методы исследования:
$1изучение печатных статистических материалов, видеоматериалов, материалов архива и Интернета;
$1внеклассная работа с учащимися: работа сектора правопорядка, волонтеров школы, классное самоуправление, проведение месячников, конкурсов, бесед;
$1работа с родителями: лекторий для родителей, консультации, общешкольные и классные родительские собрания.
Нормативно-правовая база:
$11.Единая конвенция о наркотических средствах .
$12.Конвенция о психотропных веществах .
$13.Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
$14.Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 08.01.1998 г.
$15.Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 г.» от 13.09.2005 №561.
$16.«Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» в 2000 г., разработанная Министерством образования России, при консультативной поддержке Министерства здравоохранения России.
$17.Конвенция ООН «О правах ребенка».
$18.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995 г.
$19.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999 г.
$110.Закон РФ «Об образовании».
Сроки реализации программы: 2013-2016 г.
Основные формы реализации программы:
В основу реализации программы «Профилактика употребления ПАВ» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
$1Классные часы
$1Беседы
$1Круглый стол
$1Акции
$1Конкурсы
$1Тренинги
Управление программой.
Управляет реализацией программы Совет профилактики. В состав рабочей группы входят: директор школы, заместитель директора по ВР, представитель ученического совета.
План мероприятий по профилактике правонарушений,
вредных привычек и формированию здорового образа жизни
в 2014-2015 учебном году
№ |
Мероприятия |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Работа с учащимися: Общешкольная тематическая линейка «Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» Выпуск листков по ОБЖ |
1-11 кл., кл. рук. 5-11 кл. |
Сентябрь |
Участковый инспектор Классные руководители |
2 |
Психологические тренинги Беседы с девочками по половому воспитанию Тематическая линейка «День по уменьшению опасностей от стихийных бедствий» отв. 8 кл. Встреча с работниками ГИБДД |
1-11 кл. 1-11 кл. 9-10 кл. 1-11 кл. |
Октябрь |
Учитель физической культуры Классные руководители Классные руководители |
3 |
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» Акция «Спорт вместо вредных привычек» Классные часы «Конвенция ООН о правах ребёнка» Презентация о вреде курения и алкоголя |
1-4 кл. 1-11 кл. 1-11 кл. 1-11 кл. |
Ноябрь |
Классные руководители Классный руководитель Классные руководители |
4 |
Классные часы «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» «Веселые старты» Акция «Нет курению!» Соревнования по волейболу Урок здоровья «Твои друзья – вода и мыло» Тематическая линейка «День борьбы со СПИДом» «Здоровье во все времена» Беседа о закаливании в зимнее время Игры на свежем воздухе Классные часы «Права ребёнка (ст.12,13,15)» Рейд в клуб по соблюдению комендантского часа |
1-4 кл. 1-4 кл. 1-11 кл. 5-11 кл. 2, 4 кл. 1-11 кл. 11 кл. 1-4 кл. 8-11 кл. |
Декабрь |
Классные руководители Учитель физкультуры Учитель биологии, обществознания, физической культуры Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Администрация |
5 |
Урок здоровья «В гостях у здоровой пищи» Лыжные гонки-2011 – Первенство школы Встречи с работниками ОВД (участковый, сотрудники ГИБДД) «2500 шагов к здоровью» |
2, 4 кл. 5-11 кл. 5-11 кл. 8 кл. |
Январь |
Классные руководители Учитель физкультуры Замдиректора по Классный руководитель |
6 |
«Веселые старты» Беседа «Наркотики и закон» Классные часы «Права ребёнка (ст.17,18,28)» |
1-11 кл. 1-4 кл. 8-11 кл. |
Февраль |
Учитель физкультуры Зам директора по ВР, Классные руководители |
7 |
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули» Рейд в клуб по соблюдению комендантского часа |
5 кл. 9-11 кл. |
Март |
Классные руководители Администрация |
8 |
День прыгуна Тематические линейки: «День птиц» отв. 5 кл., «День Земли» отв. 11 кл., КТД «Природа в опасности» 1-11 кл. Круглый стол «Я – гражданин России» |
1-11 кл. 1-11кл. 1-11 кл. 10-11 кл. |
Апрель |
Классные руководители |
9 |
Спортивный праздник Военно-спортивные сборы . Рейд в клуб по соблюдению комендантского часа |
1-8 кл. 10 кл. |
Май |
Учитель физкультуры Учитель ОБЖ Администрация |
10 |
Работа с родителями: Родительское собрание «Задачи работы школы. Знакомство с Программой развития школы, программой по профилактике ПАВ Родительское собрание «Вредные привычки» |
1-11 классы 1, 3 кл. |
Сентябрь |
Администрация Классные руководители |
11 |
Родительское собрание «Воспитание девочки в семье» |
1, 3 кл. |
Октябрь |
Классные руководители |
12 |
Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей» |
1-11 кл. |
Ноябрь |
Администрация |
13 |
Беседа с родителями «Вредные привычки» |
9, 10 кл. |
Декабрь |
Классные руководители |
14 |
Вечер вопросов и ответов для родителей «Закон и ответственность» |
8-11 кл. |
Январь |
Администрация |
15 |
Родительское собрание «Воспитание мальчиков» |
1-11 кл. |
Февраль |
Администрация |
16 |
Родительское собрание «Профилактика курения» |
1-11 кл. |
Март |
Администрация |
17 |
Родительское собрание «Профилактика алкоголизма» |
1-11 кл. |
Апрель |
Администрация |
18 |
Родительское собрание «Техника безопасности детей в летние каникулы. Организация летнего труда и отдыха детей» |
1-11 кл. |
Май |
Администрация |
Предполагаемый результат:
1 год |
||
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ. |
Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками. |
Организация спортивных соревнований. |
Формирование потребности в самопознании. |
Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе. |
Диагностика, тренинги, дискуссии. |
Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ. |
1. Формирование адекватной самооценки 2. Формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать «нет», нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью. |
Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. |
Овладение навыками общения и т.д. |
Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни. |
Совместные праздники, вечера. |
2 год |
||
Формировать понятие о причинах зависимого поведения. |
Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов. |
Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. Педагогическое наблюдение. |
Повышение общей культуры поведения. |
Обучающиеся должны знать: — болезни, связанные с применением ПАВ; — причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании); — вредное влияние ПАВ на организм человека. Обучающиеся должны уметь: — применять полученные знания на практике; — уметь говорить «Нет»; — вести активный здоровый образ жизни. Обучающиеся должны приобрести навык: — работы в коллективе; — высказывания своих мыслей; — изучения научной литературы. |
Тренинги, дискуссии. |
3 год |
||
Активная профилактическая деятельность в ОУ. |
Формирование позитивного самосовершенствования к достижению достаточно высокого уровня культуры. |
Тренинги |
Сравнительное обобщение полученного опыта. |
Мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер. |
Диагностика, тестирование, анкетирование, презентации. Построение диаграмм. |
Оценка эффективности результатов
Оценка эффективности Программы обеспечивается:
$1регулярным обсуждением хода реализации на совещаниях, семинарах классных руководителей;
$1проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
$1разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МКОУ Унженской СОШ;
$1участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах по здоровьесберегающей направленности.
Дальнейшее развитие программы:
$11.Создание методического материала по первичной профилактике употребления ПАВ.
$12.Создание в учебном заведении банка презентаций о профилактике вредных привычек.
Список литературы
$11.Анисимов Л. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. – М.: Юридическая литература, 1988.
$12.Буянов М.И. Размышление о наркомании. – М.: Просвещение, 2005.
$13.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Издательство центр «Академия», 2001. – 160 с.
$14.Осипова Е.Ю. Информационно-методический вестник. Практическая психология образования Чувашии. – Чебоксары, 2006.
Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. – М