Воспитательная программа на 2013-2016 уч. год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Концепция воспитательной деятельности школы
Механизм реализации воспитательной концепции.
Диагностика эффективности реализации воспитательной концепции.
Описание модели воспитательной системы
МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»9
Перспективная программа воспитания
на 2013- 2016 учебный год.1
Анализ воспитательной работы школы за 2009 – 2013 гг.12
Содержание воспитания (подпрограммы).
«Я — Гражданин России»
Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
«Одаренные дети»
«Формирование здорового образа жизни школьников»
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
Культуротворческое и эстетическое воспитание: «Мир твоих увлечений»
Правовое воспитание и культура безопасности:
Цель:
«Семья и школа» Воспитание семейных ценностей:
Юный эколог
Работа с трудными детьми.
Принципы воспитательной работы:
Личностно-ориентированные:
Культурно-ориентированные:
Деятельностно-ориентированные:
Принцип социальной активности:
Принцип мотивированности:
Принцип проблемности:
Принцип индивидуализации:
Принцип взаимодействия личности и коллектива:
Принцип развивающего воспитания:
Принцип целостности воспитательного процесса:
Принцип единства образовательной и воспитательной среды:
Локальные акты по направлениям воспитательной работы:
Основные направления развития и воспитания обучающихся:-26
Традиционные мероприятия:-29
Концепция воспитательной деятельности школы
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру – являются важнейшими задачам учебно-воспитательного процесса.
В сложных социально-экономических условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.
МКОУ «Большедолженковская СОШ» расположена в селе Большое Должеково в благоприятном окружении. В микрорайоне школы расположены следующие учреждения: дом культуры, библиотека. Отдаленность поселка от центра района – 8 километров.
Обучающиеся ограничены в возможности выбора для удовлетворения интеллектуальных, эстетических и спортивных потребностей. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал окружающий школу. Предметно-эстетической и природной среды и существует как открытая система для потенциальных участников образовательного процесса. Школа использует возможности культурно-спортивных ценностей при организации внеклассной и внешкольной работы за счет объединения представителей всех учреждений и организаций в единый координационный совет, в который также входят союз десантников, ветераны клуба «Юный десантник» .
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей жителей с. Большое Долженково; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде, адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
Миссия школы также заключается в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым «престижным» социальным сценариям.
Предназначение школы:
Создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.
Для нас ценно:
$11.Положительная динамика образовательных и воспитательных результатов;
$12.Комфортность обучения и работы всего коллектива школы;
$13.Удовлетворенность образовательными услугами учащимися и родителями;
Концепция воспитательной системы образовательного учреждения строится на основе концепций В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Н.Е.Щурковой и развивается в соответствии с законом РФ Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, устава МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа », Программой развития МКОУ «Большедолжековская средняя общеобразовательная школа ».
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей. Разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Развитие воспитания в системе образования России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности министерства образования России, органов управления образованием субъектов РФ, образовательных учреждений.
Это стало возможным прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и в государстве в целом, определились цели воспитания и обучения как единого процесса. Возникла очевидная необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:
— Принцип уважения индивидуальности личности.
Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
— Принцип коллективной деятельности.
Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.
— Принцип разумной требовательности.
Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинства других.
-Принцип возрастного подхода.
Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.
— Принцип диалога.
Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.
-Принцип педагогической поддержки.
Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защищает его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.
— Принцип стимулирования воспитания.
Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
— Принцип связи с реальной жизнью.
Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами села, района, города, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.
— Принцип согласования.
Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей.
Организация воспитательного процесса в ОУ закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы школы «Маршрут успеха» являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Цель воспитательной работы — развитие успешной личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.
2. Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности.
3. Развитие системы самоуправления учащихся.
4. Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики правонарушений.
Успешной реализации концепции скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве воспитательных программ в школе разработаны и действуют подпрограммы.
Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.
Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.
К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность.
Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы.
Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности.
Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.
Первое осуществляется через моделирование, создание образа своей школы в сознание педагогов, родителей, учащихся. Через диагностику определения приоритетов, ценностей субъектов воспитательной системы была создана модель выпускника.
Модель выпускника |
||||
Нравственный потенциал Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах. |
Познавательный потенциал Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний. |
Коммуникативный потенциал Владение умения и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально- устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях. |
Культурный потенциал Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещение театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими. |
Физический потенциал Стремление к физическому совершенствованию, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования |
Выпускник школы – это человек образованный, физически развитый, ведущий здоровый образ жизни; являющийся творчески, общественно-активной личностью; осознающий разнообразие жизненных ценностей (знание, свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность; умеющий осуществлять выбор, защитить себя, свои права и свободу; способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
Выпускник школы, выйдя из стен школы, должен не только иметь знания по различным предметам, но и минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место в условиях рынка, экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь организовать свою семью, воспитать своих детей.
Механизм реализации воспитательной концепции.
Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, системы дополнительного образования, работу классных руководителей, родительский комитет, органов ученического самоуправления.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии |
Показатели |
Сформированность активной гражданской и жизненной позиции учащихся. |
1. Участие в проектах. 2. Участие в акциях, социально-значимой деятельности. 3. Развитие чувства патриотизма. |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. |
1. Освоение образовательной программы. 2.Развитие мышления. 3. Познавательная активность. 4. Сформированность учебной деятельности. |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. |
1. Нравственная направленность личности. 2. Сформированность адекватного отношения ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. 3. Развитие общечеловеческих ценностей. |
Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. |
1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся. 3. Знание этикета. |
Сформированность физического потенциала личности. |
1. Состояние здоровья учащихся. 2. Развитость физических качеств личности. |
Сформированность общешкольного коллектива. |
1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2. Развитость самоуправления. 3. Сформированность совместной деятельности. |
Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе. |
1. Комфортность ребенка в школе. 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе). |
Диагностика эффективности реализации воспитательной концепции.
Уже на протяжении нескольких лет ведется анализ уровня воспитанности учащихся школы. Использование оценки воспитанности стимулирует у учеников процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.
Человек всегда в жизни делает выбор по трем основным показателям:
— жизненной позиции (кто я?);
— профессии;
— спутника жизни.
И главная задача педагога – создание мотивационных условий для этого выбора. (условия можно выразить формулой: Здоровье + защищенность +самоутверждение +смысл жизни + самореализация = УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Показатели социализированной личности включают несколько параметров:
Здоровье: физическое, нравственное, психологическое, экологическое, социальное.
Семья: привитие нравственных, семейных ценностей;
Труженик, успешный в любом виде деятельности;
Гражданин с внутренним гуманистическими и гармоничным восприятием мира.
Таким образом, формируя определенный набор нравственных качеств, мы закладываем базис личностного развития ребенка:
Личность
успешная
духовная
творческая
ответственная
правовая
гуманная
свободная
гражданин
партнер
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине в коллективе, учитель может моделировать воспитательную концепцию, как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
С опорой на положения, имеющейся концепции, в школе выстроена соответствующая воспитательная система.
Описание модели воспитательной системы
МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа»
В нашей школе создана воспитательная система, которая должна стать единством педагогических целей и целей самих детей. В состав воспитательной системы школы входят: процесс обучения, внеклассная образовательная сфера и досуговая деятельность.
Процесс обучения:
|
Воспитательная система МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа » |
Внеклассная общеобразовательная сфера:
|
Досуговая деятельность:
|
В течение ряда лет школа определила для себя путь – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, воспитанности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а так же воспитанность личности школьника.
В связи с этим ставятся задачи, способствующие развитию и совершенствованию воспитательной системы школы.
Воспитательная работа в МКОУ «Большедолженковская средняя общеобразовательная
школа » направлена на решение следующих проблем:
$1развитие системы самоуправления учащихся;
$1формирование творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей;
$1организация работы с учащимися по направлениям:
$11.гражданско-патриотическое воспитание;
$12.нравственное и духовное воспитание;
$13.положительное отношение к труду и творчеству;
$14. здоровьесберегающее воспитание;
$15. социокультурное воспитание;
$16.культуротворческое и эстетическое воспитание;
$17. правовое воспитание и культура безопасности;
$18.воспитание семейных ценностей;
$19. формирование коммуникативной компетенции;
$110.экологическое воспитание.
$111. одаренные дети
Перспективная программа воспитания
на 2013- 2016 учебный год.
Анализ воспитательной работы школы за 2009 – 2013 гг.
Вся образовательная деятельность школы была направлена на создание условий и управление процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Приоритетным направлением при этом являлась забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей, много уделялось внимания патриотическому, гражданско-правовому, трудовому воспитанию школьников.
Результатом всей работы школы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание с личным достоинством.
Работа педагогического коллектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строилась на основе диагностики, коррекции деятельности, на отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы.
Большая часть педагогического воздействия на ребенка – это профилактическая работа: вовлечение учащихся в кружки, воспитание познавательных интересов учащихся; организация досуга детей через их участие в воспитательных мероприятиях. В течение года каждый учащийся школы принимает участие в таких школьных мероприятиях: День Знаний, День здоровья, День самоуправления, День матери, День учителя, День защитника Отечества, Новый год, Последний звонок, выставки и т. д.
Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
Внеурочная деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Что касается традиционных школьных дел, с полным удовлетворением можно констатировать, что, большие дела проходят успешно. Это «День знаний», «День учителя», Новый год, 8-е марта, 23-е февраля, Последний звонок и др. Подтверждением успешности традиционных школьных мероприятий является то, что все учащиеся называют каждое из этих дел, запомнившихся своей яркостью, интересным содержанием, разнообразием, полезными знаниями, состязательностью.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду выше указанных направлений. Воспитание познавательных интересов осуществляется через процесс обучения. Для развития познавательной сферы деятельности проводятся предметные вечера и предметные недели.
Гражданско-патриотическое, трудовое, духовно-нравственное, направления взаимосвязанные между собой, по ним велась работа.
Развитию трудовых навыков подчинены процесс дежурства по школе и классу, уборка закрепленных территорий, сажают цветы.
Художественно-эстетическое воспитание является важной составной частью воспитательного и учебного процесса. Учащиеся реализуют свое свободное время в соответствии со своими интересами и потребностями. Но, судя по данным опроса, с возрастом увеличивается роль друзей в жизни школьника и снижается потребность заниматься любимым делом. Многие учащиеся школы активно участвуют в школьных мероприятиях. Педагоги нашей школы в своей повседневной работе опираются на потребности и интересы учащихся. Дети вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. Одной из первоочередных задач школы являлось сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому каждый год проводятся День здоровья, «Осенний кросс». Коллективный выход на природу целенаправлен и эффективен, т. к. ему предшествует разъяснительная работа, а затем проводится коллективное обсуждение увиденного.
С целью избегания формализма в работе разновозрастных групп постоянно происходит смена ведущего вида деятельности, что для учащихся малочисленной школы имеет в воспитательном плане ряд преимуществ. Благодаря чередованию видов деятельности в течение года учащиеся начинают глубже вникать в проблемы коллектива, своих сверстников, ориентироваться в обстановке, проникаться чувством ответственности за все, что происходит в школе. Жизнь их, насыщенная полезными делами, становится более интересной. Учащиеся обретают уверенность в себе, самостоятельность.
Однако есть ряд проблем, над которыми следует продолжить работу. В школе есть учащиеся и родители, которые равнодушны к жизни школы, избегают участия во внеклассных мероприятиях.
Диагностика состояния и результативности воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды являются необходимыми составляющими при создании воспитательной системы. Используются анкетирование, тестирование, беседа, метод индивидуальной самооценки. Ежегодно проводится опрос детей с целью выявления их воспитанности. Показатели:
-умение отстаивать свои убеждения и взгляды, стремление к самореализации и жизненному самоопределению;
— уважение государственных символов, традиций, истории и языка своего народа;
— старательное и добросовестное отношение к трудовым обязанностям, выполнение требований Устава, норм и традиций школы;
— уважение к родителям, братьями сестрам, интерес к родословной семьи, культурное поведение в социуме;
— наличие жизненной цели и стремление к ее достижению, готовность и способность сотрудничать с другими людьми;
— проявляют бережное отношение к родной природе и животным, понимание роли человека в преобразовании окружающей среды;
-уважение и оказание помощи престарелым людям и ветеранам Вов;
Полученные результаты позволяют более объективно оценить состояние и эффективность учебно-воспитательного процесса, выявить стратегически сильные и слабые стороны учебного заведения, обнаружить недостатки и проблемы педагогического обеспечения развития личности учащегося. На основе этой информации очерчивается так называемое проблемное поле, где проблемы размещаем в зависимости от степени их влияния на эффективность воспитательного процесса. Благодаря этому более обоснованным становится выбор путей и средств совершенствования воспитательной работы с учащимися. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.
В организации воспитательного процесса в школе мы вплотную подошли к проблеме создания новой воспитательной программы, ощутили её необходимость. Конечно, сложилась стройная система воспитательной работы, но дальнейшего развития нет, поставленные цели и задачи реализованы. Мы находимся на новом этапе, пора определить стратегию и тактику нового этапа воспитательной работы. Выход мы видим в создании и реализации воспитательной программы. Это требование времени.
Основания для разработки Программы
$1-Конституция Российской Федерации;
$1-Всеобщая декларация прав человека;
$1-Конвенция о правах ребенка;
$1-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
С учетом анализа воспитательной работы за 2009-2013 уч. года составлена программа воспитания МКОУ « Большедолженковская СОШ » на 2013-2016 уч. год.
Настоящая Программа развития воспитательной работы и системы дополнительного образования определяет перспективы развития воспитательной компоненты в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Большедолженковская средняя общеобразовательная школа ». Программа разработана на основании Закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции модернизации образования в РФ до 2015г, Устава МКОУ «Большедолженковская СОШ ».
Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную. Программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Принцип построения программы — поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:
Раскрытие личности (1-4 классы).
Развитие личности (5-8 классы).
Самореализация, саморегуляция (9-11класс).
Предлагаемая программа состоит из направлений:
Подпрограмма «Я — Гражданин России» Гражданско-патриотическое.
Подпрограмма «Я — личность» — Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Подпрограмма Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Подпрограмма Одаренные дети — Интеллектуальное воспитание.
Подпрограмма «Здоровое поколение» — Формирование здорового образа жизни школьников.
Подпрограмма Социокультурное и медиакультурное воспитание.
Подпрограмма «Мир твоих увлечений» — Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Подпрограмма «Дороги, которые мы выбираем» — Правовое воспитание и культура безопасности.
Подпрограмма «Семья и школа» — Воспитание семейных ценностей.
Подпрограмма «Юный эколог»
Цели и задачи школьной воспитательной системы.
Цель: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированной на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.
Задачи:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микро групп;
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
- содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Предполагаемый результат.
На новый период воспитательной работы школы педагогический коллектив считает важным для себя следующие идеи:
-воспитание свободного человека, обладающего высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений;
-воспитание гуманного человека, осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращенного к людям, доброго, способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию помощи конкретным людям;
-воспитание духовного человека, имеющего развитые потребности в познании и самопознании, в поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством;
-воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству;
-воспитание практичного человека, владеющего практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, физическая закалка);
Идея сотрудничества основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.
Педагогический коллектив использует различные методы воспитания.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т. д.
Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение и др.);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В школе создаются условия для реализации и развития, учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятия физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся. В основе лежит системообразующий вид деятельности.
Содержание воспитания (подпрограммы).
«Я — Гражданин России»
Цели: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Задачи:
$1формирование ценностных представлений о любви к России, народам
$1Российской Федерации, к своей малой родине;
$1воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
$1развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
$1создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
$1изучение истории и культуры Отечества и родного края;
Основные направления реализации гражданско-патриотического воспитания:
$1-учебная деятельность;
$1-система тематических, творческих классных часов, уроки мужества;
$1-проведение месячника оборонно-массовой работы;
$1-проведение общешкольных праздников, конкурсов, викторин, познавательных игр;
$1-выставки творческих работ;
-организация работы школьного самоуправления;
-изучение государственной символики;
-изучение истории культуры Отечества и родного края, героического прошлого;
— система мероприятий школьной библиотеки.
— Принятие участия в акциях: «Помощь ветеранам», «Милосердие».
— Организация походов по родному краю.
— Организация показа и обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы.
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Ожидаемые результаты:
Сформированное чувство сострадания и милосердия.
Учащиеся знают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни.
Выпускник – патриот своей Родины.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся
Цель:создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
— формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
— формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
— формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
— формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
— формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Мероприятия по ре