Программа духовно – нравственного воспитания
Программа духовно – нравственного воспитания
Срок реализации программы 1год
Паспорт программы
Название программы: Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МКОУ «Большедолженковская СОШ»
Нормативно-правовое обеспечение программы:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный Закон «Об образовании»;
— Международная конвенция «О правах ребенка»
— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Субъект воспитания: все обучающиеся школы.
Цель: формирование духовно-нравственного облика подрастающего поколения
Сроки: программа рассчитана на 2013 -2014 учебный год.
Ожидаемые результаты: готовность и способность учащихся к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; проявление духовно-нравственных качеств в ситуации выбора.
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания разработана в соответствии с базовым документом ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», рассчитана на 2013 – 2014 год и предназначена для учащихся 1-11 классов МКОУ «Большедолженковская СОШ». Программа конкретизирует комплексную программу развития воспитательной системы МКОУ «Большедолженковская СОШ», акцентируя внимание на духовно-нравственной составляющей воспитательного процесса.
Актуальность программы
Современная ситуация в сфере нравственного воспитания детей в Российской Федерации
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих во все времена перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом.
Несмотря на экономический рост, который демонстрирует Россия последние годы, российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис.
О духовно-нравственном кризисе в российском обществе свидетельствуют, в частности, следующие показатели:
• по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место в мире;
• Россия в настоящее время занимает одно из первых мест по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков;
• в России самый высокий в мире процент социальных сирот;
• с начала 1990-х гг. Россия на первом месте в мире по уровню абортов и является единственной страной мира, где до недавнего времени на 100 рожденных младенцев приходилось 120 абортов;
• последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест в мире по уровню разводов;
• смертность от убийств в России – самая высокая в Европе;
• смертность от алкогольных отравлений в России – самая высокая в мире.
Ситуация с детьми особенно тяжелая:
• критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности;
• катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков; средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;
• чрезвычайно высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80% российских подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 – до 11 лет;
• высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; фиксируется устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
• среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха; Угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции;
• серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также готы, эму и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов;
• согласно социологическим опросам, около 55% молодежи готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Сложившаяся ситуация серьезно угрожает национальной безопасности и требует принятия неотложных мер. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.
Цели и задачи Программы
Целью программы является формирование духовно-нравственного облика подрастающего поколения на основе привития ему основополагающих принципов нравственности, православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих, национальных, культурно-исторических и христианских ценностей;
воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
формирование навыков здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
формирование потребности в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
-Готовность и способность учащихся к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
-Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
-Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
-Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-Принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных традиций;
-Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
-Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
-Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
-Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный
Аналитико-диагностическая деятельность. Разработка и утверждение программы.
II этап – практический
Апробация и использование программы в учебно-воспитательном процессе. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию.
III этап – обобщающий
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Литература
1. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения//Воспитательная работа в школе.- 2008.- №5.
2. Кузьмин И., Камкин А. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки»//Воспитательная работа в школе.- 2008. – №4.
3. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности: проект //Вестник образования.- 2009. -. №17.
4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании — 2002 — №6
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3