​Программа духовно – нравственного воспитания

Программа духовно – нравственного воспитания

Срок реализации программы 1год

Паспорт программы

Название программы: Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МКОУ «Большедолженковская СОШ»

Нормативно-правовое обеспечение программы:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный Закон «Об образовании»;

— Международная конвенция «О правах ребенка»

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Субъект воспитания: все обучающиеся школы.

Цель: формирование духовно-нравственного облика подрастающего поколения

Сроки: программа рассчитана на 2013 -2014 учебный год.

Ожидаемые результаты: готовность и способность учащихся к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; проявление духовно-нравственных качеств в ситуации выбора.

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания разработана в соответствии с базовым документом ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», рассчитана на 2013 – 2014 год и предназначена для учащихся 1-11 классов МКОУ «Большедолженковская СОШ». Программа конкретизирует комплексную программу развития воспитательной системы МКОУ «Большедолженковская СОШ», акцентируя внимание на духовно-нравственной составляющей воспитательного процесса.

Актуальность программы

Современная ситуация в сфере нравственного воспитания детей в Российской Федерации

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих во все времена перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом.

Несмотря на экономический рост, который демонстрирует Россия последние годы, российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис.

О духовно-нравственном кризисе в российском обществе свидетельствуют, в частности, следующие показатели:

• по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно второе место в мире;

• Россия в настоящее время занимает одно из первых мест по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков;

• в России самый высокий в мире процент социальных сирот;

• с начала 1990-х гг. Россия на первом месте в мире по уровню абортов и является единственной страной мира, где до недавнего времени на 100 рожденных младенцев приходилось 120 абортов;

• последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест в мире по уровню разводов;

• смертность от убийств в России – самая высокая в Европе;

• смертность от алкогольных отравлений в России – самая высокая в мире.

Ситуация с детьми особенно тяжелая:

• критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности;

• катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков; средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;

• чрезвычайно высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80% российских подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 – до 11 лет;

• высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; фиксируется устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

• среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха; Угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции;

• серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также готы, эму и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов;

• согласно социологическим опросам, около 55% молодежи готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.

Сложившаяся ситуация серьезно угрожает национальной безопасности и требует принятия неотложных мер. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.

Цели и задачи Программы

Целью программы является формирование духовно-нравственного облика подрастающего поколения на основе привития ему основополагающих принципов нравственности, православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих, национальных, культурно-исторических и христианских ценностей;

воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;

формирование навыков здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;

формирование потребности в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы

-Готовность и способность учащихся к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

-Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

-Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

-Принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных традиций;

-Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

-Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

-Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

-Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

-Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

-Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

-Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный

Аналитико-диагностическая деятельность. Разработка и утверждение программы.

II этап – практический

Апробация и использование программы в учебно-воспитательном процессе. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию.

III этап – обобщающий

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего развития.

Литература

1. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения//Воспитательная работа в школе.- 2008.- №5.

2. Кузьмин И., Камкин А. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки»//Воспитательная работа в школе.- 2008. – №4.

3. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности: проект //Вестник образования.- 2009. -. №17.

4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании — 2002 — №6

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — №3